Послание патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Российской Церкви. 1925 г.

Приводится по изданию: Прот. Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви


Божией милостию Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий, смиренный Петр, Возлюбленным о Христе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Российской Церкви - Благодать Вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Уже более трех месяцев прошло с тех пор, как Господу угодно было призвать к Себе Кормчего Русской Церкви, благостнейшего Отца нашего Святейшего Патриарха Тихона. Тяжела для нас эта утрата, особенно в настоящее время, когда корабль церковный приходится вести к тихой пристани среди бушующих волн житейского моря.

Много врагов у Православной Христовой Церкви. Теперь они усилили свою деятельность против Православия. Католики, вводя наш богослужебный обряд, совращают, особенно в западных, издревле православных обителях, верующий народ в унию и тем самым отвлекают силы Православной Церкви от более неотложной борьбы с неверием.

Так называемые евангелисты или баптисты, а также и другие сектанты, всюду, где только возможно, проповедуют свои вероучения и увлекают доверчивые души мнимою святостию своей жизни и обещанием материальной помощи. И бедная, немощная православная душа, не будучи в состоянии познать всю ложность сектантских учений, восторгаясь воодушевлением их проповедников, а нередко и соблазняясь и материальными расчетами, пьет яд духовной отравы и гибнет, отпадая от Святой Церкви Православной... Все это происходит в то время, когда широкой волной разливается неверие, проникая во все слои нашего общества.

К глубокому прискорбию, попущением Божиим, произошло разделение и внутри самой Православной Церкви. По слову Божию, «они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1 Ин. 2, 19). Мы разумеем так называемых живоцерковников, обновленцев, возрожденцев, самосвятов и тому подобных - все они своей самочинной иерархией и самочинным устроением церковной жизни, как в исконной России, так и на Украине и в других местах, отделяются от единого Тела Христова, то есть от Святой Его Православной Церкви, и тем смущают православный народ. Но непреложны слова Господа: то, что утаено от премудрых и разумных, Господь действительно открыл младенцам (Лк. 10, 21). Наш православный русский народ простым сердцем своим почувствовал внутреннюю неправоту обновленческого движения и всю его опасность. Где ему только возможно, он со справедливым негодованием отвергает это движение и не посещает обновленческих храмов.

В настоящее время так называемые обновленцы все более и более говорят о соединении с нами. По городам и уездам они собирают собрания, приглашают на них православных клириков и мирян для совместного обсуждения вопроса о соединении с нами и для приготовления к созываемому ими осенью текущего года своему новому лжесобору. Но должно твердо помнить, что, по каноническим правилам Вселенской Церкви, все самочинно устраиваемые собрания, как и бывшее в 1923 году живоцерковное собрание, незаконны. Поэтому на них присутствовать православным христианам, а тем более выбирать от себя представителей на предстоящее собрание, канонические правила воспрещают. По 20-му правилу Антиохийского Собора, «никому да не будет позволено составляти соборы самим по себе, без тех епископов, коим вверены митрополии». В Святой Божией Церкви законно и канонично только то, что благословенно Богоучрежденною Церковною Властию, преемственно сохраняющейся от времен Апостольских. Все же Самочинное, все, что свершалось обновленцами без благословения в Бозе почившего святейшего Патриарха, все что теперь совершается без благословения нашей мерности - Местоблюстителя Патриаршего, действующего в единении со всей Православной законной иерархией, все это не имеет силы по канонам Святой Церкви Христовой (Апостольское правило 34, 39), ибо истинная Церковь едина, и едина пребывающая в ней благодать Всесвятаго Духа: не может быть двух церквей и двух благодатей. «Едино тело и един дух якоже и звани бымте во едином уповании звания вашего. Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Еф. 4,4-6).

Не о соединении с Православной Церковью должны говорить так называемые обновленцы, а должны принести искреннее раскаяние в своих заблуждениях. Главные их заблуждения состоят в том, что отступив самочинно от законной иерархии и ее главы, Святейшего Патриарха, они пытались обновить Христову Церковь самочинным учением («Живая Церковь», № 1 - 11), они извратили церковные правила, установленные Вселенскими Соборами (Постановление лжесобора 4 мая 1923 года), они отвергли власть Патриарха, соборно установленную и признанную всеми восточными православными Патриархатами, то есть отвергли то, что признало все Православие и, кроме того, на своем лжесоборе осудили его. Вопреки правилам святых апостолов, Вселенских Соборов и Святых Отцов (Апостольское правило 17, 18; VI Вселенского Собора правило 3, 12, 48; святителя Василия Великого 12) они разрешают епископам быть женатыми и клирикам двоеженцами, то есть нарушают то, что вся Вселенская Церковь признает для себя законом и что может быть изменено только Вселенским Собором. Таким образом, разрывают связь с церковным священным Преданием и подпадают под соборное осуждение за нарушение Предания (догматические определения 7 Вселенского Собора). Даже первоначальные деятели обновленческого движения (епископ Антонин и другие) сами сознавали всю неканоничность своих заблуждений, о чем открыто и настойчиво заявляют в своих проповедях и воззваниях...

Присоединение к Святой Православной Церкви так называемых обновленцев возможно только при том условии, если каждый из них в отдельности отречется от своих заблуждений и принесет покаяние в своем отпадении от Церкви. И мы непрестанно молим Господа Бога, да возвратит Он заблудших в лоно Святой Православной Церкви.

Богомудрые и Боголюбезные Архипастыри, честные Пастыри и все возлюбленные православные христиане! В столь тяжелое переживаемое ныне время церковной жизни, уповая на божественное, пекущееся о нас, Промышление, будем пребывать в союзе мира и любви между собою, будем едино (Ин. 17, 21 - 23), помогая друг другу охранять нашу Православную веру, являя везде и всюду примеры доброй жизни, любви, кротости, смирения и повиновения существующей Гражданской Власти, в согласии с заповедями Божиими (Мк. 12, 17; Рим. 13, 1; Деян. 4, 18 - 19), памятуя, что Церковь Христова ведет верующих только к духовно-нравственному совершенству и нет в ней никакого места для политической борьбы, дабы Власть видела это и Дух Божий возглаголал бы через нее благая о Церкви Святой (1 Пет. 11, 12 - 14).

Будем усердно молить Милостивого Бога, да незыблему сохранит Он в Православии нашу Русскую Церковь.

«Утверди, Господи, Церковь, Юже стяжал еси честною Твоею Кровию» (святого Космы Маиумского ирмос 3-й песни на Сретение Господне)».

28 июня 1925 года

Ссылки по теме
Форумы