Алексий, митрополит Ленинградский. Обращение к пастве. Март 1942 года

Документы Русcкой Православной Церкви периода Великой Отечественной войны.



Обращение к пастве

Возлюбленные братия и сестры!

Прошло девять месяцев, наступил десятый, с начала переживаемой нами великой, всенародной, отечественной войны.

За это время мы были свидетелями — с одной стороны, со стороны врага, коварного, жестокого и бессовестного, — самых ужасных зверств и нападений на нас не только на полях сражения, но и в городах и селах, на мирных и безоружных жителей; с другой стороны, со стороны наших доблестных и стойких защитников, нашего воинства, — невиданных еще в истории подвигов самоотверженной борьбы за родину, за ее честь, ее целость, свободу и славу.

Находясь в городе в относительной безопасности и защите от грозных нападений врага, от его налетов с воздуха, обстрелов из смертоносных орудий огромной силы, мы не можем себе и приблизительно представить всего ужаса, среди которого ежедневно и ежечасно находятся наши братья, наши дорогие защитники, доблестные воины Красной Армии, самым делом исполняющие слова Христа Спасителя: «Нет большей любви, как если кто душу свою положит за други своя ...» (Иоанн. 15, 13).

Если мы, только читая о том, что они терпят, и слыша о неимоверных усилиях их отстоять каждую пядь земли родной, содрогаемся от ужаса, то как там они, наши родные русские воины, в самом пекле сражений, ежеминутно подходя к порогу смерти? За кого? За что?

За нас и за нашу целость!

Все это может оценить только проникнутая сознанием величия и святости подвига полагающих жизнь свою за ближних — душа христианина. И мы видим, что и в тылу многие и многие, болеющие душой за родину, сознательно и бодро, без тени уныния несут все неизбежные в условиях военного времени тяготы и лишения, принимая их как долю, самую ничтожную долю, посильного участия в общем, великом и священном, долге защиты родины, приобщаясь этим к подвигу наших защитников и почерпая силы в твердом уповании на Бога — помощника в правом деле.

Этого сознания не может быть у наших врагов: они опираются только на силу; но эта видимая сила их на наших глазах ослабевает, как это мы видим на примере Москвы, от которой далеко отогнан враг, несмотря на то, что он подступил,было к ней почти вплотную. А главное — враг бессилен против нашей правды и нашей беспредельной воли к победе, которой не могут сломить никакие наши временные неудачи и каковы бы ни были кратковременные успехи врага, ибо мы знаем, что, по слову Премудрого: «Погибели предшествуют гордость и падению — надменность» (Притч. XVI, 18) и что «Бог гордым противится» (I Петра V, 5).

Таково общее, господствующее, бодрое и уверенное настроение. И славу Богу, что это так, так как победа достается силой не одного оружия, а силой всеобщего подъема и мощью веры в победу, упованием на Бога, венчающего торжеством оружие правды, «спасающего нас от малодушия и от бури» (Псал. 54, 8). И само воинство наше сильно не одной численностью и мощью оружия: в него переливается и зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым теперь живет весь русский народ.

Однако наряду с высокими проявлениями патриотического одушевления можно, к сожалению, наблюдать и то, что иные слабые души как бы изнемогают под тяжестью переживаемых испытаний. У одних эта слабость духа проявляется в форме уныния, у других выливается даже в ропоте на Бога за лишения, за смерть близких, за всякие невзгоды, неизбежные в военное время, и т. д.

Необходимо всеми силами бороться против такого греховного малодушия и маловерия.

Не только беречь и хранить мы должны нашу бодрость, но и усугубить ее в сознании правды нашей борьбы, борьбы общей, и сохранить тот душевный подъем, который наблюдается теперь в народе, независимо от положения каждого.

Как во времена борьбы св. Александра Невского с тевтонами или Димитрия Донского с татарами каждый, по выражению историка, «ревновал служить отечеству»: один мечом, другие воодушевлением, молитвою и делами христианскими, — так и теперь никто да не будет в стороне от деятельной борьбы во имя спасения отечества, борьбы, которая, видимо, уже приходит к благоприятному концу. А помочь общему делу, содействовать успеху наших воинов на фронте, мы можем очень многим, если будем здесь, в тылу, по мере сил и умения, а главное усердия, приводить в порядок и благоустроять то, что расстроено войной. Нетрудно каждому из нас найти такую работу тут же, у себя под рукой. И мы видим многие примеры такого усердия как со стороны нашего юношества, так и пожилых людей, как мужчин, так и женщин, ежедневно, несмотря на личные домашние дела, собирающихся на общую работу по приведению в порядок различных участков городского хозяйства.

Все мы должны крепко помнить, что, как тогда, во времена ли св. Александра Невского или Димитрия Донского, на льду Чудского озера, на берегах Дона и на поле Куликовом, решался великий спор правды и неправды, так и теперь — в другой обстановке, в непомерно более грозном столкновении — у нас решается спор наступающего германизма против защищающегося славянского мира, и значение его лично для нас, русских людей, расширяется и вырастает до мировых судеб нашего народа и нашего отечества. Это должен понять каждый из нас, русских патриотов, и стать выше тех сравнительно малых лишений и личных бедствий, которые приходится переживать в это бурное время.

И больше чем когда-либо хранить бодрость и твердость духа, помня слова апостола Павла: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь» (1 Коринф. 16, 13).

Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное представительство его покровителя св. Александра Невского. Не только вера в то, что слышит Господь ежедневные молитвы церкви о победе над врагом и приклоняется Своим милосердием к нашим нуждам, но и внешние обстоятельства говорят, что победа наша близка и что мы накануне благоприятных условий.

Вспомним слова нашего Архипастыря, Митрополита Сергия, сказанные им в его послании в самом начале войны, что «Православная наша Церковь благословляет небесным благословением всенародный подвиг борьбы за благо родины», и в твердом уповании на это благословение Церкви и на помощь нашим земным вождям и воинам со стороны небесных святых вождей и молитвенников за землю Русскую, будем нести до конца подлинно «всенародный подвиг» стояния за наше родное отечество, в ожидании того счастливого дня, когда Господь, услышав глас моления нашего, «сотворит с нами знамение во благо и возвеселит сердце наше» победою над врагом, победою окончательною, которая явится залогом прочного мира между народами и всеобщего преуспеяния во славу Божию. Аминь.

Алексий, митрополит Ленинградский.
Ленинград март 1942 года.

Ссылки по теме
Форумы