Примечания

Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского


[1] Курбский Андрей Михайлович (1528–1583 гг.), князь, боярин, писатель. Духовное чадо Феодорита Кольского, и один из образованнейших людей своего времени. Вначале близкий друг и сподвижник царя Иоанна IV Грозного, затем противник, скрывшийся на территории Литвы от развернувшегося террора и опричнины. Вступил в длительную и обширнейшую переписку с царем Иоанном, которая ныне является богатейшим источником наших сегодняшних знаний обо всех областях политической, церковной, богословской и литературной жизни России в XVI веке.
[2] Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 200.
[3] См. Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию Жития. Мурманск, 2002. Он же. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления. Мурманск, 2003. Он же. Преподобный Варлаам Керетский и его вклад в формирование духовного пространства Крайнего Севера. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления. Мурманск, 2006. (В печати).
[4] Мы оставляем на уровне рабочей гипотезы высказанное ранее предположение о родстве Феодорита с известным книжником XV века Федором Жидовином, автором знаменитого перевода Псалтири и «Послания к иудеям». См. Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию Жития. Мурманск, 2002. С. 79-83.
[5] Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей // Православный собеседник. Казань, 1859. Ч. 2. С. 97–98. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Житие прп. Трифона. – Прим. ред.)
[6] Курбский Андрей. История о Великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2-я пол. XVI в. М., 1986. С. 324–347. (Далее по тексту цитаты из этого издания выделены курсивом. В некоторых случаях текст цитат адаптирован автором к современному звучанию слов. – Прим. ред.)
[7] Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого монастыря // Книжные центры Древней Руси. СПб., 2001. Приложение. C. 137.
[8] Цыпин Владислав, протоиерей. Курс Церковного права. Клин, 2002. С. 245. Хотя в монастыре могли руководствоваться и 2-м правилом Двукратного Собора, согласно которому духовным отцом должен быть настоятель монастыря.
[9] Шаскольский И. П. Финляндский источник по географии Северной России и Финляндии середины XVI века // История географических знаний и открытий на Севере Европы. Л., 1973. С. 23.
[10] С 15 января 1506 года по июль 1509 года.
[11] Прп. Иосиф Волоцкий (Волоколамский) (1440–1515 гг.), из бояр рода Саниных. Ученик прп. Пафнутия, ученика прп. Сергия Радонежского. В 1479 году в волоколамских пределах основал Успенский монастырь, где ввел новый общежительный «Устав», проникнутый идеями действенного общественно-патриотического служения Церкви и придания этому служению важной роли в деле дальнейшей централизации и усиления Московского государства. Устав и монастырское хозяйство монастыря вскоре были признаны официальным образцом для всех монашеских обителей на Руси.
[12] «Причина смены игумена и составления Описи имущества 1514 года объясняются каким-то случившимся в монастыре имущественным конфликтом». Крушельницкая Е. В. Описи строений и имущества Соловецкого монастыря // Книжные центры Древней Руси. СПб., 2001. С. 262.
[13] VI Вселенского Собора правило 46. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Троице-Сергиева Лавра, 1996. Т. 1. С. 532. К слову сказать, в западном монашестве со времен Бенедикта Нурсийского (VI век), введен дополнительный четвертый монашеский обет – «пребывание в своем монастыре до смерти».
[14] Здесь и далее в квадратных скобках пояснения автора, иеромонаха Митрофана (Баданина).
[15] Псалтырь в Святоотеческом изъяснении / Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. 1997. С. 168.
[16] См.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1997. Т. 7. С. 541–542. – (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Карамзин. – Прим. ред.).
[17] Насонов А. Псковские летописи. Вып. 1. М.-Л., 1941. С. 143.
[18] «Позади строений города находится обширное поле. В старину на оном было кладбище и рос сосновый лес, из которого построены собор и укрепления; ныне же нет там ни одного кустарника». (Рейнеке М. Ф. Описание города Колы в Российской Лапландии. СПб., 1830. С. 9–10); «Он [собор в Коле] построен из чрезвычайно толстых бревен». (Верещагин В. П. Очерки Архангельской губернии. СПб., 1849. С. 127–128).
[19] Повесть о пустынножителях Соловецкого острова. Цит. по: Иеромонах Никодим. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 183. «Ягель – содержа большое количество крахмала, превращающегося при варении в студень, составляет хорошее питательное вещество, особенно для оленей Лапландской тундры». Дергачев Н. Русская Лапландия. Арх., 1877.
[20] Петренко Н. А. Соловецкий патерик и Повести о соловецких пустынножителях // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 504.
[21] Рукопись «Книга повести о пустынножителях Соловецкого острова». РНБ, Соловецкое собр., № 1195/1366, л. 2 об.
[22] Житие прп. Трифона. С. 97.
[23] Житие прп. Трифона. С. 98.
[24] Печенгский монастырь, ныне исчезнувший с лица земли. Предание, добавленное архивными данными. Изд. Т. Ф. Кузина. СПб., 1893. С. 4.
[25] Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 664.
[26] Лаврентий Сурий. Достоверные повествования о святых. Кельн, 1575. С. 798–799. Цит. по: Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 42.
[27] Герберштейн, Сигизмунд. Записки о Московитских делах / Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003. С. 197.
[28] Шергин Б. В. Древние памяти. М., 1989. С. 249.
[29] Софийская летопись // Полное собрание русских летописей. Л.-М., 1929. Т. 4. Ч. 1. С. 542.
[30] Исторический архив. Вып. VII. М., 1951. С. 229. Цит. по: Ушаков И. Ф. Хрестоматия по истории Кольского Севера. Мурманск, 1997. С. 32–33.
[31] Насонов А. Псковские летописи. М.-Л., 1941. Вып. 1. С. 141.
[32] Макарий. Кн. 3. С. 90.
[33] Софийские летописи // Полное собрание Русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 289.
[34] Житие прп. Трифона. С. 102.
[35] Иеромонах Никодим. Архангельский патерик. 1901. С. 224. Сн. 17 к стр. 224.
[36] Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима (Милаша)//VI Вселенского Собора правило 53. Троице-Сергиева Лавра, 1996. Т. 1. С. 538.
[37] Никодим, архимандрит. Архангельский патерик. Архангельск, 1902. С. 227.
[38] «Сени» – в Новгороде этим словом называли Архиерейский дом. - Прим. авт.
[39] А. Насонов. Псковские летописи. М.-Л., 1941. Вып. 1. С. 142.
[40] Макарий (Веретенников), архимандрит. Макарий, митрополит Московский и всея Руси. М., 1996. С. 8. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Архим. Макарий. – Прим. ред.)
[41] Карамзин. Т. 9. С. 139; Т.1. С. 31.
[42] «Собор 1502 года возобновил определение прежнего Владимирского Собора, согласное с правилами древних Соборов (VI Вселенского, пр. 14, 15. – Прим. М. М.), чтобы поставляемые в священники имели не менее 30 лет, в диаконы – не менее 25 и в иподиаконы – не менее 20 лет» (Макарий. Кн. 2. С. 71–72).
[43] «Повесть о преподобнем Варлааме Керецком». РГАДА. Ф.196. № 634. Ч. 4,5.
[44] Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского // ТОДРЛ. М.-Л., 1970. Т. 25. С. 186.
[45] Из доклада об Артемии священника Сильвестра царю Иоанну Грозному. Цит. по: Артемий, бывший игумен Троицкий на Москве // ЧИОИДР. М., 1891. Кн. 4. С. 38.
[46] Русская Историческая библиотека. СПб., 1878. Т. 4. С. 1440.
[47] Строев П. М. Каталог славянско-российских рукописей, принадлежащих И. Н. Царскому. М., 1836. С. 11.
[48] Цитата из Жития свт. Стефана Пермского с соответствующей заменой слова «Пермский» на слово «Лопарский».
[49] Житие свт. Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Цит. по: Книга глаголемая. С. 69–70.
[50] Боярский П. В. Русский крест в сакральном пространстве Арктики // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 134. Сотрудником приснопамятного архимандрита Вениамина в его подвижнических трудах вплоть до 1860 года был протоиерей Петр Степанович Лысков. В дальнейшем отец Петр служил в Печенгском приходе, но недолго, до 1866 года, по причине сильно уже подорванного здоровья.
[51] Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 197.
[52] Савваитов П.И. О Зырянских деревянных календарях и о Пермской азбуке, изобретенной святым Стефаном. М., 1873. С. 13. Савваитов Павел Иванович (1815-1895), историк, археолог, этнограф.
[53] Надо сказать, что и Первоучитель словенский св. Кирилл также воспользовался прежде него употреблявшимися знаками.
[54] Из переведенных свт. Стефаном на пермский язык Часослова, Псалтыри, чтений из Евангелия и Апостола, Паремий, Октоиха, Литургии и некоторых иных служб сохранились лишь «Зырянская неполная азбука (Румянц. музей № 360) и список литургии (Библ. Общ. Ист. и Древ. № 99)». (Книга глаголемая. С. 70).
[55] Житие прп. Трифона. С. 102.
[56] Архим. Макарий. С. 9.
[57] Лебедев Н. Макарий, митрополит Всероссийский (1482–1563). М., 1887. С. 44.
[58] Рейнеке. С. 2.
[59] Козьмин Н. Распространение Христианства среди лопарей // Архангельские епархиальные ведомости. 1900. С. 74.
[60] Данное изменение рельефа – общая тенденция на Крайнем Севере. Приблизительно в середине XVIII века «река проложила себе прямой путь, отрезав упомянутый мыс от матерого берега, и образовала островок, на коем ныне находится кладбище. Прежнее же устье, между кладбищенским островом и городом, завалило каменьями и оное почти совершенно высохло» (Рейнеке. С. 2); см. также: «…Весь массив Фенноскандии, в том числе и Кольский полуостров, испытывает постепенное поднятие» (Крепс Г. М. Путешествие в среднюю Лапландию… Т. 1. Л., 1925. С. 18).
[61] Любопытный месяцеслов на лето от Р. Х. 1795. М., 1795. С. 171.
[62] Сын Отечества и Северный Архив. СПб., 1830. № 11. С. 307.
[63] Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 25. «Августа в 4 день, в первом часу дни бысть трясение земли великое». Соловецкий Летописец конца XVI века // Летописи и хроники. М., 1981. С. 235.
[64] «Канон преподобному Варлааму Керетьцкому, новому чюдотворцу». Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Никандровой пустыни. № 292. Л. 420 об. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Канон прп. Варлааму. – Прим. ред.)
[65] Епитимия – (греч. ???????? - наказание). Означает добровольное исполнение покаявшимся христианином назначенных духовником тех или иных дел благочестия (усиленного поста, молитвы, паломничества) или иного «врачевания духовного».
[66] Канон прп. Варлааму. Л. 420 об.
[67] Более обстоятельно богословское обоснование этой епитимии и глубинной сути подвига преподобного Варлаама Керетского разобрано нами в книге «Я из Керети Варлаам... Преподобный Варлаам Керетский и его подвиг». Мурманск. 2006. (в печати).
[68] Кольский залив в древности считался устьем впадающей в него реки Колы. Река Кола в те времена была чрезвычайно бурной и многоводной.
[69] Житие прп. Трифона. С. 99.
[70] Таким было «завещание св. Зосимы, который запретил разводить вблизи обители плодящихся животных (согласно студийскому уставу). Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С.37. «Со времен Зосимы скотные дворы находились на Муксолмском острове». Крушельницкая Е.В. Описи строений и имущества Соловецкого монастыря XVI века // Книжные центры Древней Руси. СПб., 2001. С. 262.
[71] В древнерусских чинах исповеди встречается этот выразительный момент передачи грехов кающегося духовнику: «И руце того исповедающегося на свою выю положити, и всем грехом великим себя повинна сотворити». Требник XIV века из собрания Гильфердинга. № 21, л. 5 сл. Смирнов С. И. Древнерусский духовник. М., 2004. С. 75.
[72] РНБ, Соловецкое собрание рукописной книги, № 1120/1129.
[73] Описи Соловецкого монастыря XVI века. СПб., 2003. С. 10.
[74] См. Сапожникова О. С. Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа Сергия Шелонина // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 370.
[75] Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С.34.
[76] Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1988. С. 17.
[77] «Страстотерпцы» – те, которые претерпели страдания во имя Господа по коварству и клевете ближних своих – единоверцев». (Дьяченко Григорий, протоиерей. Полный церковнославянский словарь. М., 1993. С. 671. В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Словарь).
[78] Из Писцовой книги 1608 года. Цит. по: Харузин Н. Русские лопари. М., 1890. С. 459. «Незащищенное селение с небольшим монастырем. Жители кормятся от моря вместе с монахами и их слугами» (Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Л., 1925. С. 63).
[79] Канон прп. Варлааму. Л. 416.
[80] Канон преподобному Трифану Печенгскому чудотворцу. Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Никандровой пустыни. № 292. С. 95 об. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Канон прп. Трифону. – Прим. ред.)
[81] Канон прп. Трифону. Л. 95 об.
[82] Житие прп. Трифона. С. 111.
[83] Канон прп. Варлааму. Л. 416.
[84] Канон прп. Варлааму. Л. 416 об.
[85] Тоня – место рыбного промысла, участок на котором стояла жилая изба с амбаром и иными необходимыми постройками для длительного проживания при сезонном лове рыбы.
[86] Канон прп. Трифону. Л. 95 об.
[87] Из предсмертных слов Трифона. (Житие прп. Трифона. С. 113).
[88] «Спасо-Евфимиев, в Суздале. Архимандриты: Феодорит Пустынник 1551–1554 гг.» (Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 664).
[89] Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 125-126. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Макарий. – Прим. ред.)
[90] Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 130.
[91] «Пробыл на игуменстве он [Артемий], и видит, что душе не в пользу игуменство, и того ради игуменство оставил, хочет себе внимать, чтобы от Бога не погибнуть душою и Христовы заповеди совершити и евангельския и апостольские и от своих рук питатися, пищею и одеждою доволитися». Жалобница Благовещенского попа Симеона // ЧОИДР. М., 1847. С. 23.
[92] Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 74.
[93] Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре // Христианское чтение. СПб., 1900. С. 281.
[94] Из подлинной грамоты о решении Собора. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI–XIX веках. С. 49.
[95] Об этом свидетельствует, например, тот особый знак уважения к Нилу Сорскому, как «задуманная Иоанном Грозным постройка в его ските каменной церкви». Федотов Г.П. Святые Древней Руси. // Волга. М., 1990. № 4. С. 122.
[96] Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре // Христианское чтение. СПб., 1900. С. 274.
[97] Татищев В.Н. Судебник, 2-е изд. М., 1786. С. 229.
[98] Св. князь Феодор Ростиславич Черный (Смоленский), чудотворец († 1299). Один из предков кн. Курбского.
[99] Выписка из посольских книг 1556 г. // Сборник князя Оболенского. М., 1836. С. 13.
[100] Житие прп. Трифона. С. 111.
[101] Иеромонах Илларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание / Избранные гимны. М., 1998. С. 597.
[102] Канон прп. Трифону. Л. 95 об.
[103] Житие прп. Трифона. С. 104.
[104] РГДА. Грамоты Коллегии Экономии, ф. 281. № 4139. С. 122.
[105] Житие прп. Трифона. С. 106, 112.
[106] Татищев В. И. История Российская. Репринт. М., 1996. Ч. 4. С. 263.
[107] Кн. Оболенский. Полная Соборная Грамота 1561 года. М., 1850. С. 5.
[108] Кн. Оболенский. Полная Соборная Грамота 1561 года. М., 1850. С. 35.
[109] Там же. С. 38.
[110] «Серебряник великий» – серебряный талер (ефимок). Один ефимок – около 30 копеек (28 г серебра). В XVI веке, например, пуд хлеба (около 16 кг) стоил 5 копеек, корова – 1 рубль.
[111] «Рясе монашеской приличествует быть ветхой и обновляться заплатами. “Ряса” по словопроизводству своему с греческого – есть “заплатанная одежда”» (Воронцов Е. Мысли об иночестве свт. Кирилла Туровского // Вера и разум. Харьков, 1900. С. 634).
[112] Жалованные грамоты царя Федора Иоанновича // Отечественные записки 1829 года. СПб., Кн. CXV. С. 236. Хотя надо пояснить, что такая характеристика волости Колы вовсе не подлинное царское мнение о ней, а лишь дипломатическая уловка для отказа датчанам в открытии торга в Коле.
[113] Карамзин. Т. 9. С. 139.
[114] Шмидт С. О. Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа за 1614 г. М., 1960. С. 38.
[115] Из Писцовой книги 1608 года. Цит. по: Харузин Н. Русские лопари. М., 1890. С. 459.

Форумы