Чудо преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца о немом. О умножении хлебов на Троицком подворье в монастыре святого Богоявления в Москве

(Епифаний Премудрый. Житие преподобного Сергия Радонежского.)
К оглавлению


Чудо преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца о немом

Не перестану записывать повествования, не умолчу о чудесах преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца, чтобы не постигла меня, окаянного, участь ленивого раба, скрыышего талант. Не стану уподобляться тому чернецу, который спрятал главу Предтечеву, чтобы не прославлялось через нее Имя Господне. Но если сам я ленив и жестокосерд, непотребен и каменносердечен, то подобает мне отдать все вам, добрым купцам, по слову истинному. И ясно поведаю вам, благочестивые и истинные работники Христова виноградника, о чуде, случившемся недавно на наших глазах и на глазах всех, находившихся тогда в обители. Ведь чудо это произошло не в древние лета и не в дальних странах, но в великой Лавре преподобного отца нашего Сергия, в лето 127-е, когда осадил Лавру Владислав, королевский сын, со всем своим войском. Стоял он тогда со всеми своими войсками лишь с одной стороны к северу от монастыря, на дороге из Переславля. И находившиеся в обители получили небольшую передышку, потому что ослабел натиск супостатов; и в это самое время челове некий, по имени Василей, рассказал о себе следующее. Был он нем, по его словам, более пяти лет........ «И в нынешнее осадное время случилось нам убирать сено, и многие тогда замерзали от стужи. Да и сам я тоже был еле жив. И какие-то христолюбивые люди положили меня на воз и повезли, а я мысленно призвал на помощь Сергия чудотворца, и дал обет отслужить молебен - и тотчас согрелся, а потом заснул; и проснувшись, заговорил, прося пить. И все удивились. А обещание свое я забыл, и вот на третью ночь явился мне святой николай: «Почемы ты не отблагодарил святого за милость? Поторопись исполнить обещание». И тогда я отслужил молебен, и совершенно исцелился, и воздал хвалу чудотворцу».

О умножении хлебов на Троицком подворье в монастыре святого Богоявления в Москве

Во время вражеской осады напали на царствующий град всяческие беды и голод великий. И обитель Сергия чудотворца тоже была тогда в осаде. Купцы же московские, объединившись не спешили продавать хлеб, но ожидали, пока цена возрастет, и небогатые люди приходили в совершенную нищету. А извне лютый меч злобно грозил городу, и гляда на это, сжималось от боли сердце у царя Василия, и повелел он продавцам хлеба по одной и той же цене и продавать, и покупать, но хлебопродавцы совершенно не исполняли это. Попробовал царь не только городским законом смирить их. И тогда весь хлеб, закупленный ими в других городах и селах, не двигался с места и не приходил в царствующей град. Царь же хотел разрушить их замысел и в других городах, но ничего не мог сделать, и стало лишь еще хуже. И многие ополчались на царя и на святителя, говоря: «Этот голод и война - из-за царева......................»,- и много другого вздора говорили. Но Господь Вседержитель растроил все безумные замыслы следующим образом. созван был весь народ, всякого чина, в дом Матери Слова Божия. И святейший Патриарх Ермоген говорил обширное поучение, чтобы привести их к любви и единению и обратить к милосердию. Потом и царь умолял всех, от вельмож и до простых людей, чтобы на рынке продавали весь хлеб по одной цене, и не поднимали бы цену, и чтобы богатые люди не закупали хлеб надолго и не делали бедняков еще беднее. Они же, спрятавшись в доме немилосердия и закрывшись за дверями жестокосердия, отвечали с лицемерным унынием: «Нет, праведный царь, нет святой владыка, ни у кого из нас нет ничего лишнего, но только необходимое, на короткое время»,- и выходили все отнекиваясь, и каждый щадил сам себя, не искал славы Господа Иисуса Христа.

И тогда дал Бог предначертание святителю и царю, и никто не узнал об их замысле, отчего это случилось. И вот призывают они инока Аврамия, келаря Сергиева монастыря, говоря: «Вот, Аврамий, ты видишь, сколько народу погибает от голода, и поневоле многие присоединяются к врагам, не имея необходимого, чтобы выдержать осаду. Ты же сделай, как мы тебе велим: сколько имеешь хлеба в житницах чудотворцевых,- продай на рынке по самой низкой цене». Аврамий же не замедлил исполнить повеление царя и патриарха, повелел вывезти на торг для продажи двести мер ржи, и по повелению царя начали продавать четверть не меньше чем по сто аспр. Другие же хлебопродавцы были сильно разгневаны, и ничего не могли сделать. Ибо слышали они, что будут распродаваться все запасы великого чудотворца, и понижени цены будет продолжаться длительное время, и считали бедой для себя помощь бедным. Но самые добрые начали снижать цену, и остановились на вышеупомянутой цене на продолжительное время. И возсылались всеми благодарственные хвалы и радостные песнопения великому и богоносному чудотворцу Сергию, ведь доброе дело это началось от его дома. И так, по молитвам чудотворца, ослабла брань диавольская, и многое необходимое было тогда в изобилии у людей пребывших в осаде. Но так как враги не отступали, опять началось озлобление. И опять хлобопродавцы возвысили цену хлеба сильнее прежнего. И тем же образом получил Аврамий повеление от царя и патриарха.

Старец же, не видя конца бедам, смутился от этого и сказал царю без страха: «Но как же, прекроткий самодержец, прокормятся живущие в дому чудотворца? Ведь мы уже ниоткуда не надеемся получить помощи. И царь отвечает: «Если цена возрастет в десять раз против нынешней, то я из своих запасов буду кормить тебя со всеми твоими, только не ослушайся».

Келарь же вспомнил прежние чудеса чудотворца и обещание, данное им обители своей, и, воздохнув, воззрел на образ чудотворца, и, прослезившись, сказал: «О великое светило, святой Божий, Сергий, устрой все на пользу душам нашим и спаси нас, совсем погибающих. И повелел служителям вывезти из житниц на продажу еще не менее двухсот мер и продавать по прежней цене. И опять была радость миру, а хлебопродавцам скорбь.

И служащий при житницах, по имени Спиридон, по прозвищу Булава, подметая житницу, чтобы собрать (зерна) на хлеб для братии, видит, как из стены, через скважину течет рожь, и, подойдя, начал сметать рожь в надлежащее место, а из отверствия не перестает течь; и он, позвав поскорее (старшего служителя) начальника (своего), по имени Иуда, сказал ему: «Что это, брат? Я не перестаю мести, а рожь без остановки из скважины течет не переставая». И пойдя вместе, возвестили о том келарю. Старец же, прийдя, увидел промысел великого чудотворца, и повелел перестать мести. И этим хлебом, текущим из скважины, питались все люди, пока длилась осада, в обители Богоявления, на подворье чудотворца Сергия. И хватало не только на подворье чудотворца, но и множеству приходящих и просящих, с избытком; но что особенно удивително: когда опечалятся служители, тогда уменьшалось все необходимое, во всем хозяйстве. когда же всем нуждающимся и просящим довольно подают, по благодати Господней и по молитвам чудотворца.

Ссылки по теме
Форумы