Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.

Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955
Список источников


«Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» до настоящего времени не было опубликовано и специально не исследовалось. Однако оно является существенным источником, рисующим борьбу по вопросу об отношении к ереси, которая разгорелась между «осифлянами» и «нестяжателями» после собора 1504 г. Если воинствующие церковники во главе с Иосифом Саниным настаивали на самом решительном преследовании еретиков, то нестяжатели были сторонниками более осторожной тактики по отношению к еретикам, проявляли большую терпимость. Против нестяжателей и было направлено публикуемое «Послание». Это «Послание» содержит новые существенные сведения о социальном составе еретиков, а также помогает разобраться в истории текста «Просветителя», в который оно было позднее включено. «Послание» написано от имени митрополита Симона. Однако его составителем, очевидно, был Иосиф Волоцкий.

«Послание о соблюдении соборного приговора» дошло до нас в тех же полемических сборниках (Рогожского извода), где помещено «Слово об осуждении еретиков» и «Слово о благопремудростных коварствах», — перечисление их см. выше в археографическом введении к «Слову об осуждении еретиков» (№№ 1—8). Помимо этого «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» содержится в сборнике (Синодального извода): БИЛ, Фунд. № 171; 4°; первая половина XVII в., лл. 250—255.

Во всех этих сборниках помещены произведения Иосифа, которые относятся к его борьбе с «новогородскими еретиками».

Однако ни перед «Посланием о соблюдении соборного приговора», ни в начале сборника имени автора нет. Даже больше того, несомненно, что «Послание» написано от имени митрополита Симона.[1] Это явствует хотя бы из сравнения послания с его изложением в 15-м слове «Просветителя».

«Послание о соблюдении соборного приговора»:

... Егда благоверный великий князь... с нашим смирением и со всеми святители и со всем освященным собором повелеша испытание творити о ере-тицех, паче же рещи о отступницех.

15-е «слово» «Просветителя»:

... Егда державный некоторых вещей повеле испытание творити о ерети-цех, паче же рещи и о отступницех, в лето 7013 года с Симоном митрополитом и со всеми святители. ..

Хрущов полагал, что выражение автора «Послания» «с нашим смирением» не могло относиться к Иосифу: «Что Иосиф писал послание это — несомненно, но он мог писать его не от себя, а от имени митрополита. Он везде употребляет «мы» и «наши», как то и следовало в соборном послании».[2]

«Послание» несомненно написано от имени Симона в 1504/1505 г.[3] Следует теперь разрешить вопрос о причастности Иосифа Санина к его составлению. Утверждать с полной определенностью авторство Иосифа мы не можем (для этого прямых данных у нас нет). Ограничимся лишь некоторыми замечаниями. Принципиально можно допустить факт использования для составления «Просветителя» послания, написанного митрополитом Симоном. Иосиф вообще пользуется произведениями своих современников. Так, например, в тех же сборниках, где помещено «Послание о соблюдении соборного приговора», мы встречаем послание Иосифа к иконописцу, значительная часть которого была взята им из посланий Нила Сорского (см. выше, стр. 321—322). Поэтому, для решения вопроса об авторстве соборного «Послания о соблюдении соборного приговора» следует произвести сравнение его текста с другими произведениями волоцкого игумена.

Иосифом Саниным «Послание» было использовано для составления 15-го и 16-го «слов» «Просветителя».[4] Хрущов считал, что оно было использовано также в 14-м «слове». Это не верно.[5] В тексте этого «слова» мы не встречаем отрывков из «Послания», а его тема (необходимость розыска еретиков) с «Посланием» не имеет прямой связи. Зато 15-е «слово» «Просветителя», написанное, очевидно; около 1505 г.,[6] является изложением «Послания о соблюдении соборного приговора».[7] Значительные отрывки из этого «Послания» перенесены целиком в текст 15-го «слова» без каких-либо изменений; при этом основные мысли автора поясняются многочисленными примерами из священного писания и житий святых. Начинается 15-е «слово» «Просветителя» большим отрывком, заимствованным из «Послания» («Еже написано есть в толковании еже от Иоанна... ино бо есть еретик и ино отступник»). Далее в 15-м «слове» Иосиф приводит несколько примеров из священного писания и других произведений, которые должны были показать разницу между еретиками и отступниками.[8]

Иосиф Санин в 15-м «слове» не помещает рассказа из «Послания о соблюдении соборного приговора» о появлении ереси в Новгороде,[9] а отсылает читателя к «Сказанию о новоявившейся ереси» («Да прочтет слово, еже в начале сея книги написано есть»). После этого он переходит к освещению дальнейшей истории новгородской ереси. Здесь весьма характерно, по сравнению с «Посланием», добавление, указывающее на ересь митрополита Зосимы, а также замечание о еретиках архимандрите Кассиане, Волке Курицыне и др.[10] В конце 15-го «слова» Иосиф прибавляет рассуждение о необходимости «ревности к религии» со стороны святителей (начиная со слов «несть свидетельства о таковом покаянии» до конца). Основная же часть 15-го «слова» является пересказом «Послания». С ним тесно связано также начало 16-го «слова» «Просветителя», в котором развивается мысль о непринятии покаяния обличенных и осужденных еретиков (целиком, например, взят из «Послания» отрывок «якоже змия тайно яд в себе имеют сокровен... от православныя християньския веры в жидовство отведоша»). Остался неиспользованным в творениях Иосифа конец «Послания», в котором автор призывал к подчинению соборному постановлению (начиная со слов «а вы ныне пишете о древних еретицех, иже некоторые ереси держаше» до конца). Такое пристальное отношение Иосифа Санина к тексту «Послания», близкого по своему характеру к другим его произведениям, позволяет сделать предположение о том, что он мог быть его автором. В подтверждение нашей догадки сошлемся на составление Иосифом соборного приговора 1503 г.[11] Аналогичное явление могло быть и при составлении «Послания» 1504/1505 г. Ведь основными источниками большинства «слов» «Просветителя» все же остаются послания самого Иосифа Санина. Панов замечал, что они «представляют материал, который, будучи обработан впоследствии; вошел в состав самих слов».[12] Так, например, несомненна связь с 16-м «словом» «Просветителя» второго послания Иосифа великому князю «на еретиков».[13]

Исследователи находят также, что «Послание Иосифа архимандриту Вассиану» вошло в значительной части в 1-е «слово» «Просветителя»; «Послание к Нифонту» — в предисловие, 12-е и 13-е «слова» «Просветителя»; «Послание к Митрофану» связано с 13-м «словом», а «Послание к иконописцу» связано с 5-м, 6-м и 7-м «словами» «Просветителя».[14]

Кроме высказанных выше общих соображений, существует еще одно чрезвычайно важное обстоятельство, дающее, веские основания для подтверждения догадки о составлении «Послания о соблюдении соборного приговора» Иосифом Саниным. Буквально накануне появления этого «Послания» (лето 1504 г.) волоцкий игумен писал письмо духовнику Ивана III Митрофану. Отдельные отрывки из «Послания Митрофану» Иосиф использовал в своем «Послании о соблюдении соборного приговора».

«Послание Иосифа Митрофану»:

... Какову хулу глаголали на единородного сына божия, на господа нашего Иисуса Христа и на пречистую его матерь и на вся святыя; каково сквернение чинили над божественными святыми церквами, ядши и пивше и блудом сквернящеся, да того же дни и обедню служили, а святыя иконы и божественныя животворящия кресты иныя огнем жгли, а иныя в скверно место пометали, а иныя топором разсекали, а иныя зубами кусали, как бес-нии пси.

«Послание о соблюдении соборного приговора»:

... Много хуления изрекоша на господа нашего Исуса Христа и на пречистую богородицу и на великаго предтече Иоанна и на вся святыя апостолы и мученики и преподооныя и праведныя. И много скверныя и поругания соделаша на божественныя церкви и на животворящия кресты и на пречестныя иконы, овы ж огнем сжигающе, иныя же секирами разсекающе, овы же зубами кусающе, иныя ж в скверная места пометающе, иныя ж о землю разбивающи, иныя ж на птицы навязающе, яко да летают по скверном местом и сих осквернят. Ядущи же и пиюще до пьянства и блудом сквернящись в святую церковь вхожаху и божественную службу совершаху.

Так Иосиф Волоцкий использовал свои собственные сочинения в качестве источника для «Послания о соблюдении соборного приговора», которое, в свою очередь, вошло в состав «Просветителя».

Мы издаем «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» по списку ГПБ,F. 1. 229, отмечая важнейшие разночтения по списку БИЛ, Фунд. № 171 (Ф) и ГПБ. Погод. № 1319 (Я).

Примечания

[1] О том, что митрополит Симон составлял послания на тему соборных постановлений свидетельствует его послание от 15 июля 1504 г. о вдовых попах (ААЭ, I — № 385).
[2] Хрущов, Исследование о сочинениях Иосифа Санина, СПб., 1868, стр. 197
[3] В «Послании» указывается: «Уже тому тридесят и три лета минуло, как был в Великом Новсграде Схария», ср. «отнелиж отвергшась Христа 33 лета минули». Прибытие Схарии датируется у Иосифа Волоцкого приездом в Новгород кн. Михаила Олельковича, т. е. 1470 г. Следовательно, «Послание» написано около 1504/1505 г. Собор на еретиков был в ноябре 1504 г. (ПСРЛ, т. IV, стр. 278; ср. т. VI, стр. 244).
[4] Ср.: замечания составителей предисловия к казанскому изданию «Просветителя», стр. 19; Булгаков. Преподобный Иосиф Волоколамский. СПб., 1865, стр. 97; И. Панов. О ереси жидовствующих. ЖМНП, 1877, № 3, стр. 18; Н. Николаевский.Русская проповедь в XV и XVI вв. ЖМНП, 1868, февраль, стр. 113—114.
[5] И. Хрущов, ук. соч., стр. 198; ср.: М. Дьяконов. Власть московских государей, стр. 98.
[6] В нем есть указание, что прошло 34 года с начала ереси.
[7] И. Хрущов, ук. соч., стр. 198.
[8] Примерно теми же словами, как в «Послании», изложена разница между еретиками и отступниками («Имут же некоторые ереси в себе.. . общению тех сподобляет»). Отрывок «Иже в православной вере родившеся.. . непричастен до кончины» (из Василия Великого и Григория Нисского) взят целиком из «Послания».
[9] Отсутствует в 15-м «слове» следующий отрывок «Послания»: «А о нынешних еретицех да будет вам ведомо, яко вси отвергошеся Христа, суже тому тридесят и три лета минули. .. в святую церковь вхожаху и божественную службу совершаху».
[10] Н. Попов указывал, что «первоначальная редакция сказания (о новоявившейся ереси, — А. 3.) не знала о прикосновенности Зосимы к ереси жидовствующих». Только в позднейших редакциях этого сказания появилась характеристика Зосимы, как еретика. (Н. Попов.Иосифово сказание о ереси жидовствующих по спискам Великих Миней. ИОРЯ С, 1913, ч. 1, стр. 196 и др.). Панов обратил внимание, что в первых 11 «словах» «Просветителя» нет упоминания о ереси Зосимы (ЖМНП, 1877, март, стр. 23, 26).
[11] А.С.Павлов. Исторический очерк секуляризации церковных земель, ч. I. Одесса, 1875, стр. 48.
[12] И. Панов, ук. соч., стр. 18.
[13] Об этом см. ниже, стр. 515—516.
[14] Подробнее о связи «Просветителя» с другими произведениями Иосифа Санина см.: предисловие к казанскому изданию «Просветителя»; Булгаков, ук. соч., стр. 97, 149; И. Хрущов, ук. соч., стр. 144, 156, 157, 161, 162 и др. И. Панов, ук. соч., стр. 18; П.Николаевский, ук. соч., стр. 373. См. также выше, стр. 321, 391, 422—423, 433 и 442—443.

* * *

[1] Что есте писали к нам о том, что писано в толъковании, еже от Иоана святого еуангелия зачало 45: еретик бо егда исповесть свою ересь, ту абие даст ему объщение святых тайн; Иоан же списатель Лествицы пишет в слове 15; и како, рече, еретики убо соборная церкви приемлющи с прилежным своея ереси проклятием, святых тайн тех сподобляет причащения. И в божественных правилех писано святых отец наших тому же подобно.

Ине то все писано о еретицех, а не о отступницех, иже Христа отвергъшися. Ино убо есть еретик, ино ж отступъник, иже Христа отвергъшися[2]. Еретик убо есть, иже верует богу быти Христу, ереси же некия имея в себе. Таковии аще восхотят приступити ко православной християнъстей вере с прилежным своея ереси проклятием, соборныя церкви тех приемлет и святых тайн сподобляет причащению. Отступник же есть, иже в православной вере християнъстей родися и в совершеном возрасте, а не во младенстве, ниже мук ради, ниже в пленении, но самоволно отвержеся Христа. О таковых пишет великий Василие, правило 73: отверъгийся Христа и преступив тайну спасения во вся лета живота своего плакатись подобает, исповедатися должен убо есть во время же, в неже отходит жития святыня сподобится верою к человеколюбцу богу. И святый Григорие Ниский пишет о тех же, правило 1: аще кто Христовы веры отвергъся, бысть июдей, или идолослужитель, или манихей, или некий таковый, безбожья образ возлюбив, и о том зазрев себе и познавъся, аще обратитъся, время имат на покаяние. Вся лета живота своего да не молится с людьми, но особно да помолится, да не причастится святых даров, аще токмо не в болезни смерътнаго ради страха отчаяния же быв; аще оживет, да пребудет паки не причастен до коньчины. Аще ли ж мучением и нужею мук преступил будет запрещение, блудника да приимет.А о нынешних еретицех да будет вам ведомо, яко вси отвергошась Христа. Уже тому тридесят[3] и три лета минули, как был в Великом Новеграде Схария жидовин. Ино Денис поп, да Олексей тогда был поп же, что был на Москве после того на Москве протопоп, приходили к жидовину Схарии да училися у него жидовской вере, а Христа отвергълися. Да после того инии жидове, приходили в Великий Новьгород. И Денис да Олексей к тем приходили да с ними жидовъство держали, а Христа хулили всякими хулами. Да после того Денис да Олексей прельстили в жидовъскую веру Гаврила протопопа Софейского да попа Наума да попа Максима да иных много от священников и от дияконов и от крылошан; а от бояр от новогородцких прельстили в жидовъство Григория Михайлова сына Тучина и иных многих детей бояръских и от купъцов и от простых людей.

А после того, как взяли на Москву Алексея протопопа да Дениса попа, — и они прельстили в жидовство Федора Курицына, да брата его Волка, да иных многих от великаго князя двора да и от купцев и от крылошан и от простых людей, якож некоторым отбегнути за море к жидовом и обрезатись в жидовскую веру, от купцов убо Игнат Зубов, от крылошан же Ивашко Черной и мнози.

И ныне в Великом Новеграде и на Москве и во иных градех научишась жидовъствовати и многа хуления изрекоша на господа нашего Иисуса Христа и на пречистую богородицу и на великаго предтечю Иоанна и на вся святыя апостолы и мученики и преподобныя и праведныя. И много сквернения и поругания соделаша на божественныя церкви и на животворящия кресты и на пречестныя иконы, овы ж огнем сжигающе, иныя же секирами разсекающе, овы ж зубы кусающе иныя ж в скверная места пометающе, иныя ж о землю разбивающи, иныя ж на птицы навязающе, яко да летают по скверном местом и сих осквернят. Ядущи же и пиюще до пьяньства и блудом сквернящись в святую церковь вхожаху и божественную службу совершаху. И не токмо святую церковь и божественную и животворящия кресты и всечестныя иконы и всякую святыню, но и все православное християньство потшащась осквернити, якоже весте, како подщася Иулиян преступник осквернити християньство. Нынешьнии же преступницы седмьдесят седмерицею злейши того сотвориша. Иулиян бо от жерътв им же сам вкушаше подщася осквернити, сих же от них же и пси не вкушаху таковая сквернения. Собирающе таковыя вещи скверъныя, о них же аще и писати, слух осквернити слышащих, и в вино и в мед влагаху и посылающи и ко святителем и ко священником и князем и воеводам и ко всем православным християном, яко да сих всячески осквернят.

Вем убо, яко поболесте, слышаще сия. Но сего ради понудихся написати сия, яко да увесте и разумеете сих скверьная дела и познаете, яко ниже в древняя роды, ни в средняя, ниже в последняя таковии сквернителие или еретицы или отступницы не бяху.

Да не мнит же кто, яко не вси таковии бяху, скварнии и нечистии, — но вси един разум и едино тщание имеяху, всегда таковое поругание и сквернение творити. И аще бы им мощно, то вся бы божественныя церкви и животворящия кресты и святыя иконы потребили быша и все бы православное християньство осквернили. Того ради, якож змия в сквожне седящи, тайно яд имеют в себе сокровен, — и егда видят время, тогда уязвляют. Так и ныне нынешнии отступницы творят. И егда убо будут посреди православных, являются, яко православнии. И аще кто будет верою христовою и православием крепъко утвержен, — и они того таятся всячески. Аще ли ж видят кого от простейших, и таковаго готова себе имеют на лов. Того ради и на священничество дерь зают, дабы кого в жидовьство привлещи. Аще кто обрящет у них от детей духовных удобь ко греховьному игу прекланяем, сего они отступника вере показуют и в жидовьство поставляют. А что он согрешил будет или блудом или прелюбодейством или убийством или иными тяжкими грехи, — вскоре и без опитемии прощают. Аще паки кто от православных во обличение восхощет на них стати, — и они отметницы бывают жидовъския веры да и проклинают таковая творящих, да и клятвами кленутся страшными, яко православнии суть. Того ради да не ведоми будут и удобь возмогут прелыцати тайно православныя. И таковаго ради проныръства и диявольскаго лукавъства многия душа погубиша, от православъныя христианьския веры в жидовъство отведоша.

Отнели ж отвергошась Христа, 33 лета минули, да иже и доныне всяко тщание и всяк подвиг творят, да быша прельстили православныя, в жидовство отвели. И толико прельстиша и в жидовьство отведоша, яко ни счести мощно. И в толицех летех ни один же от них не покаяся истинно и чисто. Но егда собор на них собра благоверъный великий князь Иван Васильевич[4 ]всея Руси со всеми святители и повеле их проклинати и в заточение посылати, инех же ко владыце посла в Новъгород Великий, — они же убояшась казни и начата каятися вси.

Архиепископ же Генадий ят веру покаянию их и даст им ослабу. И яко прияша ослабу, и абие вси на бегъство устремишась: инии в Литву, инии же в немцы и во иныя грады. И расплодиша и умножиша паче жидовъское учение во многих градех и селех, и даж и до ныне никтож от них покаяся, ниж в чювъство приидоша своих зол.

Ино егда благоверный великий князь Иван Васильевич всея Руси и сын его благоверный великий князь Василей Иванович всея Руси с нашим смирением и со всеми святители и со всем освященным собором повелеша испытание творити о еретицех, паче же рещи о отступницех и многим свидетелем истинным ставшим на еретики и обличившим их о их жидовъских и скверных делех, и повеле благочестивый великий князь Иван Васильевич всея Руси и сын его благоверный великий князь Василей Иванович всея Руси иже жидовъская мудроствующих, овех огню предати, овех же языки изрезывати и инеми казньми казнити. Они же видеша таковую свою беду, вси начаша каятися, не хотяще огнем сожжени быть и иною горькою смертию умърети.

А божественная писания повелевают на покаяние приимати по своей воли, а не по нужи кающихся.

Великий Василие пишет о сем, правило 5-е: на коньчину жития дошедшаго еретика и кающась без рассужения и без испытания не подобает приимати, но испытати покаяние; аще истинно есть и аще плоды имат, свидетельствующа на подщание ко спасению, что же суть: аще обличают свою ересь и грехи его со слезами и сокрушенным сердцем исповедает, милостыня творит, и ина таковая спасения показует дела, — да будет прият.

Сия убо Великий Василие пишет о еретицех, иже на кончине жития, приходя своею волею ко християнъстей вере, а не о отступницех, иже Христа отвергошась. О тех бо писано преж сего правило Великаго Василия и Григорья Нисскаго, иже преж написал о отвергъшихся Христа и паки своею волею кающихся, а не мук ради, яко ж нынешнии отступницы и отметницы, иже доньдеж не мучени быша, — ни един же от них не покаяся; а егда ж начаша их горким смертем и страшным мукам предаяти, — тогда начаша каятися. О сих убо покаяние и обращении ни в котором же писании даж до нас дошедших книг нигде же писано есть, како сих приимати покаяние и исповедание и како искушати, аще истинно каются или лестно, яко ж и преже сего каяшась лесьтно. Аще и великий Мефодие Исповедник отвергъшимся Христа урок летом положи кающимся отступником, но тем, иже своею волею кающимся, а не иже осуженым на смерть.

И аще в священных правилех и во ином божественом писании не будет писано о котором согрешении или падении душевном или телесном, — подобает о сем к соборной церкви притекати и во всем повино ватись началному пастырю, а не самочинением утвержатися.

Нынешний же отступницы первое Христа отвергошась, потом не своею волею приидоша на покаяние, но егда видеша обличники предстояща о их злочестии и в смерть страшную и в муки лютыя осужаеми, — и тогда начаша глаголати: «каемъся о своих безакониих». О нынешних же отступницех нигде же писано есть, како сих приимати и плоды покаяния искушати, иже вся дни живота своего изъжиша в жидовъстей вере и в хулении и в поругании на единороднаго сына божия и на пречистую его богоматерь и на вся святыя, яко ж преже речено бысть, и никогда же не покаяшась, но егда видеша свидетеля предстояща и огнь горящь и иные муки уготовлены, тогда глаголют «каемъся».

А вы ныне пишете о древних еретицех, иже некоторыя ереси держаще и паки своею волею покаявшихся да прилагаете нынешних отступник и отметник невольное покаяние ко онех водному покаянию, — то есть о себе умыслили, а не по божественъному писанию пишете, либо препирательное писание противу нашего писания.

Подобает вам повиноватися соборной церкви началному пастырю и всему освященному собору. Тако бо повелевает преподобный отец наш Мефодие Исповедник патриарх Царяграда, сице о отлучения студийских инок со мнозими инеми святыми старъцы, наказующими о всех великаго Деонисия да слышит, яко ярость и желание и слово та едина правитель есть всем, а не себе священническая возложиша.

Пишет же, иже в Халкидоне святый собор в четъвертом правиле: в коемъждо граде и стране иночествующим повиноватися епископу и в безмолъвии и внимати молитве единой и посту, в них же постригошась местех терпяще ни церковным же, ни житейским примешатись вещем или причащатись.

И многа суть такова в божественных правилех и сам оубо сия вести, аще восхощети смирение, а не любопрепирателне.

Глаголет же о сем преподобный отец наш Никон в своих посланиих, в 20-м слове: яко во истинну благодатию Христовою соединени есми соборней церкви соверъшенне, а не притворне. И да не впаднем от невидения презоръне в падение, яко многа вина ищется о неких, еже не повиноватись соборъней церкви.

Сего ради, отцы, аз, окаянный, идеже есмь взаконеная иноком противу силе моей Христу поспешествующу последую и мудроствую, и инех в та приводя, яко суд сый Христовою благодатию соединен к соборней апостольстей церкви, а не отсечен, понеже телом и душею составляемъся сугубо и прощение церкви творим.

О цари убо молимся богу, яко да утвердит и сохранит его и прочая ж сведят, о архиереи же паки, за еже сохраните его в яже о вере и еже по сем подобающая ему се во обоих царствах, глаголю, начальствох, и святительства весь нашь с богом живот висит телом и душею. И яко да явление покажем меры наша и поминование подобие, якоже божественая правила повелевают ко царю же и ко архиерею убо повинование телесное и урок дани и прочая подобающая, душевное же ни; архиерею же и душевное купно и телесное, яко приемъником апостольским сущим и образ господень имущим. И многа такова о сем в сем словне обрящете.

Також и во священных правилех. Священъная убо правила о древних еретицех и о отступъницех по тоньку написаша, како сих приимати и плоды покаяния искушати. Иноком же о сих не повелеша о себе промышление творити к соборней церкви и ко святителем о сем приходити и, кроме их повеления, ничтоже творити.

Вы же на толико мнение и гордость взястеся, яко о таковых отступницех не послушаете[5] нашего смирения. О них же священная правила, ниже ино божественая писания сказует, како сих приимати и плоды покаяния искушати, но самочинением и самосмышлением и любопрением утвержаетеся во всем ищущи свой разум вышьшии всех поставити.

И того ради божественная писания и священная правила презираете. Глаголет же убо блаженный Еулогие папа Алексанърейский: аще кто от угодьных богоносных отец поколебит что не к тому се смотрение нарицаем, но преступъление и преданию велению и к богу нечестие наричет блаженъный. И творящих таковая божественная правила отлучают от приобщения пречистых тайн Христовых.

Примечания

[1] Ф послание; П послание о еретицех.

[2] Ф отвержеся.

[3] Ф 30 лет.

[4] Ф Василей Иванович

[5] Ф послу; П по и на этом обрывается.

Ссылки по теме
Форумы