Примечания к книге третий

Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина


[1] Сам Евсевий рассказывает в своей Церковной истории (1Х. 5.) о правлении Галерия: Измышлены были тогда Акты Пилата — записки, полные всяческой хулы на Христа; по указанию властелина списки этих Актов разослали по всей подвластной ему стране с приказом поместить их всюду по деревням и городам на виду у всех; учителям же, вместо занятий учебными предметами, велели читать их в школах и заставлять учеников выучивать их наизусть.
[2] Евсевий имеет в виду крест, презираемый как орудие казни язычниками и иудеями и прославляемый Константином на своем знамени.
[3] Продажа с публичного торга имущества казненных или просто конфискация имущества с последующей продажей, обычно сопровождающая лишение чести. Наказание это вошло как норма в римское право со времен Гражданских войн и с той поры оставалось верным и простым способом пополнения казны для не слишком разборчивых императоров.
[4] Имеется в виду указ 313 г. об иммунитете всех служителей клира (включая иподиаконов и чтецов) от муниципальных обязанностей и частичном освобождении от имущественных обязанностей.
[5] См. прим. 76 к кн.1.
[6] Крестное знамение в первые века христианства налагалось обыкновенно на лицо. Как пишет, например, св. Ипполит Римский: Всегда старайся осенять свой лоб крестным знамением (Апостольское предание. 42.).
[7] Трофеем Евсевий в данном случае называет знамя Константина. Слово это обозначало первоначально не что-то, захваченное в бою, но знак победы, сооружаемый на поле боя из оружия неприятеля. Во времена Евсевия -вообще знак победы.
[8] Ис. 27,1. Это место у Евсевия чрезвычайно интересно с точки зрения вопроса о государственной власти в ранней Церкви. Уже св. Ипполит Римский подчеркивает в своем сочинении О Христе и антихристе , XXV, при толковании изъяснения сна Навуходоносора пророком Даниилом (Дан. 7, 2-14), то обстоятельство, что римская империя — не последнее царство на земле, после него будет еще десять. Но в этом же его сочинении для самого понятия земного (языческого) царства прочно усваивается образ зверя. Св. Григорий Богослов (Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана.) также сравнивает со змием Юлиана Отступника. Таким образом, эта картина отнюдь не свидетельствует о какой-нибудь христианской сакрализации царской власти, и не указывает на победу над драконом-антихристом в окончательном смысле. Картина эта указывает на победу над частным проявлением антихриста — римским языческим государством, которая, конечно, сравнивается с окончательной победой над антихристом. Поскольку христианское мировосприятие любое жизненное событие часто соотносит с образом Священного Писания и любая частная победа над зверем соотносится с окончательной победой над антихристом.
[9] Имеется в виду мелетианский раскол.
[10] Симплигадами древние называли острова при входе в Черное море, которые будто бы сталкивались, сходились один с другим и сокрушали попадавшие между ними корабли.
[11] Оскорбление изображений императора — одно из самых страшных преступлений, подпадавших под закон об оскорблении величества.
[12] Споры о времени празднования Пасхи известны задолго до событий, описываемых Евсевием. В 155 г. возникло разногласие между св. Поликарпом Смирнским и Аникитом Римским; в 167 г., в Лаодикии возник спор о дате — пострадал Спаситель 14 или 15 нисана. В 190-192 гг. -спор между Виктором Римским и Поликратом Эфесским, последний защищал малоазийскую практику (14-й день лунного месяца нисана, на какой бы день недели он не приходился.) против римской. Упорные последователи этой ереси уже откололись от Церкви ко времени Евсевия. В данном случае, Никейский собор имел дело с протопасхитами , сирийской сектой, совершавшей празднование Пасхи в воскресный день, но непременно в тот же месяц, что и иудеи, а потому, иногда раньше дня весеннего равноденствия.
[13] То есть пользоваться государственной почтой. Еще Августом была организована государственная почта — обязанность определенных городов и сел выставлять вместо части податей сменных лошадей. Насколько важна была привилегия пользоваться государственными почтами можно судить по тому, что наместник Вифинии Плиний Младший запрашивает разрешения у самого Траяна воспользоваться для частных целей государственной почтой.
[14] Вифиния — провинция в Малой Азии, на восточном берегу пролива Геллеспонт. Находится прямо напротив Константинополя.
[15] Имеются в виду, конечно, Фивы египетские.
[16] Евсевий здесь перечисляет не по этническому признаку (в этом случае, скажем перечисление фиванцы и египтяне выглядело бы абсурдно), но по названиям провинций, на которые делилась Империя после административной реформы Диоклетиана. Поэтому здесь имеется в виду не все северное побережье Африки — Ливия в географическом смысле, а две провинции диоцеза Египет — Ливии Нижняя и Верхняя (Киренаика).
[17] Так как Евсевий ниже говорит отдельно об Иоанне Персидском и представителях Симеона Ктесифонского, то скорее всего, здесь он имеет в виду Иакова Нисибийского (Нисибис — столица провинции Месопотамия).
[18] Имеется в виду Иоанн Персидский, кроме того, на соборе присутствовали пресвитеры, представляющие Симеона Ктесифонского.
[19] Скорее всего, имеется в виду Феофил Готский.
[20] Скорее всего, Евсевий имеет в виду не диоцез Поит, а провинцию на северном побережье Малой Азии (главные города — Неокесария, Трапезунд), тогда речь идет о Павле Неокесарийском и Спиридоне Тримифунтском.
[21] В северо-западной части Малой Азии было две провинции (I и II) Галатия. Возможно также, что Евсевий имеет в виду Никасия Дижонского, который прибыл из Галлии, которую греки также часто называли Галатией.
[22] Памфилия - провинция на юго-восточном побережье Малой Азии, столицей которой были знаменитые своим епископом св. Николаем Мирры Ликийские.
[23] Каппадокия (I и II) — провинции в центральной части Малой Азии. На Соборе были епископы из обоих этих провинций — Леонтий Кесарио-кап-падокийский и Евпсихий Тианский.
[24] Скорее всего, имеется в виду не часть света и не диоцез Азия, а провинция на западном побережье Малой Азии, из которой был Менофант Эфесский, осужденный Собором как арианин.
[25] Фригия и Фригия II — провинции в западной части Малой Азии, в данном случае, видимо, имеется в виду просто Фригия, из которой прибыл на Собор Нунехий Лаодикийский.
[26] Из диоцеза Фракия (провинция Мизия Нижняя) на Собор прибыл Пист Маркианопольский.
[27] Речь идет не о диоцезе Македония, а о провинции с этим названием, так как дальше Евсевий перечисляет провинции этого диоцеза. Из этой провинции на Собор прибыл Александр Фессалоникский (Македония I).
[28] Имеется в виду не народ, а жители провинции Ахайя, включающую в себя Пелопонесс, Аттику, Беагию и Фокиду - всю материковую часть классической Греции.
[29] Старый и Новый Эпир — провинции на западном побережье Балканского полуострова.
[30] Любопытно, что Евсевий при перечислении прибывших на собор епископов, следует порядку провинций по диоцезам. Понт, Галатия, Каппадокия — это почти все провинции диоцеза Понт, не хватает только Армении и Пафлагонии. Азия, Фригия, Памфилия — основные провинции диоцеза Азия. Даже по отношению к встрече македонцев и фракийцев, которые, жили в почти соседних провинциях, кажется, можно объяснить, если мы предположим, что Евсевий следовал не географическому, а административному порядку — тогда он имеет в виду жителей из разных диоцезов и даже из разных префектур.
[31] Осий Кордовский.
[32] Св. Сильверий, папа римский. Правда, Созомен ( Церковная история 1.17,) говорит о св. папе Юлии, как о занимавшем римскую кафедру в это время, но это очевидная ошибка.
[33] Пресвитеры Витон и Викентий. По воззрениям того времени, епископ не может представлять епископа, как равный равного.
[34] Константин Великий указывает число 300 или более 300, Евстафий Анти-охийский 270. Традиционное 318 появляется в 359-360 г. у Илария Пикта-вийского, в 362 г. у Василия Великого и в 369 у Афанасия Александрийского. (В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви., М., 1994 г., ч. IV. с.24.)
[35] По предположению В.В. Болотова (Лекции по истории древней Церкви., М., 1994 г., ч. IV, с.23.), каждому епископу было предоставлено право иметь с собой двух пресвитеров и трех служителей.
[36] Феодорит Кирский (Церковная История, 1, 7.) говорит, что царя приветствовал речью Евстафий Антиохийский. Созомен же говорит о Евсевии Кесарийском. Речь яга изложена полностью у Григория, пресвитера кеса-рийского (Combelis. Auclar. I. II. ?. 555) и у Барония (п.59). Это (торжественное) открытие собора произошло 14 июня 325 г. Возможно, правда, что работа собора началась раньше (после 3 июня), но заседания носили предварительный характер.
[37] Речь эта приводится также у Созомена (Церковная история, 1, 19)
[38] Латынь - официальный язык Империи.
[39] Евсевии полностью опускает в своем сочинении спор с арианами. Причины этого очевидны — к моменту написания его труда у власти стоял Констанций, явно покровительствовавший арианам. И принятие термина единосущный, да еще с прямым участием Константина за этот термин, явно очерняло с точки зрения полуарианина Евс.евия и собор и Константина. Особенно характерно это молчание Евсевия в свете того, что на соборе был принят (с добавлением термина единосущный) именно символ кесарийской церкви, (см. бл. Феодорит Кирский. Церковная история. 1.12. — послание Евсевия своей пастве.)
[40] И эллины и римляне пировали лежа.
[41] Евсевии не упоминает и не приводит в своем сочинении еще два послания Константина, отправленные после собора — к Александрийской Церкви против Ария и ко всем епископам и народам.
[42] Так как пасхальное новолуние начиналось у иудеев пятого марта, а оканчивалось третьим апреля; то иногда выходило, что их Пасха начиналась до равноденствия, следовательно совершалась дважды в одном году. То же выйдет, если празднования Пасхи у иудеев будем рассматривать в пределах года солнечного, или юлианского. — Прим. пер.
[43] Киликия (I и II) - провинции на юго-западном побережье Малой Азии.
[44] За положенное время была принята практика римской церкви.
[45] Соединялось в нем — то есть в единомыслии, а не в Константине.
[46] Как рассказывает Сократ (1.25-27), через некоторое время после Никей-ского собора, принеся притворное покаяние, Евсевии Никомидийский и Феогнис Никейский были возвращены из ссылки. Они уже ходатайствовали к царю о возвращении Ария, якобы совершенно православного. Но Афанасий Александрийский, уже ставший к этому времени епископом, отказывался принять Ария в общение (так рассказывает Сократ, Созомен же говорит, что Константин только требовал ни для ариан, ни для мелетиан не закрывать церквей). Константин, введенный в заблуждение Евсевием и Феогнисом, угрожал Афанасию низложением за непослушание (Сократ приводит отрывок этого письма — 1.27). К обвинению в упорстве тогда же были присоединены обвинения в том, что Афанасий приказывал египтянам продавать льняные одежды александрийской церкви. (Созомен (11.22) же пишет об этих одеждах, как о наложении подати сверх обычных.) Это обвинение было опровергнуто двумя александрийскими пресвитерами, бывшими в это время в Никомидии, и доказавшими царю, что это обвинение — ложь. Именно после этого царь вызвал св. Афанасия к себе. О дальнейшем Созомен рассказывает так: Но царь отверг клевету обвинителей, позволил Афанасию возвратиться домой, и в послании к александрийскому народу, свидетельствуя о высокой его честности и правой вере, говорил, что ему приятно было беседовать с этим мужем и убедиться, что он человек Божий, что он претерпел обвинения по зависти и явился выше своих обвинителей. Евсевии же, видимо, имеет в виду письмо императора, в котором он убеждает св. Афанасия не закрывать церкви для еретиков и мелетиан.
[47] Скорее всего эти работы были произведены в правление императора Адриана, когда по его приказу на месте Иерусалима была организована колония Элия Капитолина.
[48] В это время иерусалимской церковью управлял св. Макарий I (313-333).
[49] То есть диоцезом Восток.
[50] Минь, опираясь на Сократа и Феодорита утверждает, что речь здесь идет о префекте претория.
[51] Скрытая аллюзия к известному месту Апокалипсиса, Евсевии опять соотносит грядущее избавление от Антихриста во время Второго Пришествия с настоящим для него избавлением от императоров-гонителей.
[52] После разрушения Иерусалима в 71 г. от Р.Х. Титом, на его месте в 123 г. Адриан построил город Элию Капитолину. По его приказу на месте Иерусалимского храма был возведен храм Юпитера Капитолийского.
[53] Минь приводит отрывок стихотворное описание этого мрамора, принадлежащее Григорию Назианзину oral 32.
[54] Возможно, способ покрывать крыши церквей свинцом, слабо распространенный на Востоке, был принесен св. Константином из Галлии, где он был весьма распространен. Так, св. Григорий Турский сообщает о разрушении храма Вассо-Галате при императоре Галлиене и также говорит о свинцовой крыше. ( История Франков. 32)
[55] Имеется в виду Вифлеем (Мф. 2.1). Евсевий, говоря о рождении Спасителя, следует традиции Древней Церкви, в которой и Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как одно событие, даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один — Богоявление.
[56] Вознесение Господне произошло в Вифании (Лк. 24,50), на горе Елеонской.
[57] В это время, когда иконостас в современном виде еще не сложился, вместо него использовалась завеса или занавес, который часто был расшит различными изображениями.
[58] Тело св. царицы Елены, по свидетельству Никифора (L.8. cap. 30), из Палестины перенесено сперва в Рим, а потом, через два года в Константинополь. Елена скончалась за двенадцать лет до смерти Константина, то есть в 327 году. — Прим. пер.
[59] Имеется в виду одна из десяти заповедей, данных еще Моисею. (Исх.20,12)
[60] См. Мф. 18,12-14; Лк. 15, 4-6: Ин. 10, 1-16.
[61] Дан. 6,16-23.
[62] Имеется в виду Антиохия на Оронте. Митрополией Евсевий называет ее не в церковном значении — предстоятель антиохийской церкви издавна именовался патриархом, а в светском — как резиденцию комита Востока.
[63] Быт. XVIII. В раннехристианской литературе очень часто встречается эта трактовка ветхозаветного Богоявления — как явления Аврааму Спасителя с двумя ангелами. См. напр. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан О плоти Христа , 7.
[64] Это место называлось также Теревинеом и отстояло от Иерусалима на двести пятьдесят стадий. (Ермий Созомен. Церковная история. II. 4)
[65] Ермий Созомен подробнее рассказывает об этом почитании язычниками Мамврийского дуба: Туземцы и отдаленнейшие жители Палестины, финикийцы, аравийцы, и теперь еще, во время лета, ежегодно совершают там торжественный праздник. К тому времени туда-де собираются многие и для торговли, — продавать и покупать. Этот праздник уважается всеми: — и иудеями, потому что они гордятся патриархом Авраамом (как своим родоначальником), и язычниками, потому что на том месте было явление ангелов, и христианами, потому что здесь явился праведнику Тот, Кто в последствии пришел на землю для спасения человечества, родившись от Девы. И это место все чтут согласно с правилами своего богопочтения: одни, — воссылая молитвы Богу всяческих, другие, — призывая ангелов и возливая вино, либо принося в жертву ладон, вола, козла, овцу, петуха, ибо всякий, что из животных есть у него лучшего и драгоценнейшего, откармливал тщательно в течении целого лета, и по обету сохранял к пиршеству того праздника для себя и для своих. Из уважения к месту, или из опасения наказания Божья, там никто не сближается с женами, хотя в праздник они особенно заботятся о прикрасах и нарядах и, если нужно, выходят и прогуливаются — никто также не предается распутству, хотя все имеют общие палатки и проводят ночь вместе. То место открыто, занято пашнями и не застроено домами, исключая жилище близ дуба, в древности принадлежавшее Аврааму, и им же ископанный колодезь. Во время праздника из этого колодезя никто не черпает воды, ибо, по языческому обычаю, одни ставят на него зажженные свечи, другие вливают в него вино, .либо бросают пироги, монеты, миро, пахучие вещества, — и оттого вода, смешиваясь с бросаемыми в нее веществами, естественно делается негодной к употреблению. Между тем как все это совершалось по сказанному, со свойственным язычникам весельем, приехала туда на богомолье мать Константиновой супруги и рассказала о том царю. (Церковная история. II.4)
[66] Быт. 12,7; 13,15-16; 14,18; 15,5; 15,18.
[67] Быт. 17,4-5.
[68] Пифий — эпитет Аполлона. Связан с. мифом об убийстве Апполоном чудовища Пифона или по сыну Пифаею, или потому, что своими золотыми лучами-стрелами способствует гниению. Евсевий в данном случае имеет в виду конкретную статую, также называвшуюся — как это поясняет Созомен (Церковная история. II.5): такова статуя Аполлона, находившаяся в про-рицалище Пифон . Любопытно, что все перечисленные эпитеты Аполлона и муз связаны с играми.
[69] Сминтий (мышиный) — эпитет Аполлона, фигурирует уже в начале Илиады (1.39). Почитался на Родосе, где ему были посвящены игры.
[70] Треножник, на котором сидела жрица в Дельфах — пифия, произносившая предсказания.
[71] Гелликонские музы — от горы Геликон в Западной Беотии, считавшейся местом пребывания муз. Возле этой горы проводились игры. Созомен также упоминает знаменитую статую Пана, пожертвованную Дельфийскому святилищу Павсанием и общегреческим союзом после победы при Платеях. (Ермий Созомен. Церковная история. II.5.)
[72] Статуи как правило, раскрашивались, а иногда и снабжались одеждой.
[73] Афродита - греческая богиня любви и красоты. Геродот в своей Истории. (I, 105.) также упоминает святилище Афродиты Урании в Аскалоне (как самый древний), причем упоминает и жрецов-евнухов (энареев). В обоих случаях имеется в виду культ богини Астарты (Иштар).
[74] Сведений о существовании в Киликии какого-либо крупного и известного святилища Асклепия до нас не дошло. Единственная известная Эгина — остров и город у берегов Аттики. Павсаний в своем Описании Эллады сообщает о святилище Асклепия в этом городе (Описании Эллады, кн. 2, XXX).
[75] Асклепий, в греческой мифологии бог врачевания, до того, как был взят на Олимп в этом качестве, был поражен молнией Зевсом за то, что воскрешал мертвых, (см. Гигин. Мифы. 49; Аполлодор. Мифологическая библиотека. Ш,Х,3.)
[76] Видимо, Евсевий имеет в виду запрещение конкубината Константином -закон от 29 апреля 336 г. (Кодекс Феодосия. 4,6,3; Кодекс Юстиниана. 5,27,1.) Под этот закон подпадал и зтот обычай, очень распространенный на Востоке. Геродот, например, описывает храмовую проституцию в Вавилоне, обязательную для всех женщин города раз в году (История, I, 199). Он же рассказывает о подобном обычае у лидийцев (I, 93). Возможно, правда, что здесь речь идет просто о страшной распущенности в нравах, прочив которой был направлен указ. Аммиан Марцеллин, например, упоминает о смертной казни за прелюбодеяние при Валентиниане, причем как о случае не единичном. (Римская история. XXVIII, 28.) Впрочем, Созомен, также приводящий это распоряжение царя как частное, поясняет этот обычай: а у финикийцев, живших в Ливане и Гиераполе, прекратилось обыкновение бесчестить дев, прежде чем они совокупятся с мужьями, с которыми — бывало сочетавались законным браком по испытании первоначально беззаконного смешения. (Ермий Созомен. Церковная история. 1.8.)
[77] Евсевий здесь умышленно не сообщает о причинах этого пожара . Сократ Схоластик восполняет это умолчание нашего автора. В то время в Антиохии по случаю его (Евстафия Антиохийского) низложения, произошло сильное возмущение, да и после, когда избирали епископа, часто разгоралась такая вражда, что народ, разделившись на две стороны, едва не разрушил всего города. Одни домогались перевести в Антиохию Евсевия Памфила из Кесарии Палестинской, а другие старались восстановить Евстафия. К той и другой стороне присоединилась городская община, так что, наконец, в город, будто против неприятеля, вступил отряд войск, и, конечно, дошло бы до мечей, если б Бог и страх к царю не укротили народного волнения, ибо царь своими посланиями, а Евсевий своим отказом остановили мятеж (Сократ Схоластик. Церковная история. 1.24.)
[78] Конечно, под выражением Константина нельзя понимать Церковь вселенскую, так как основные патриархаты в это время вполне пользовались равной честью — во всяком случае, со стороны самого Константина. Об атом свидетельствует его поведение во время арианского спора, в отличие от спора, скажем, с Павлом Самосатским, когда за правильную была принята точка зрения римского епископа. Поэтому под выражением Константина над всей церковью следует понимать Церковь Антиохийскую, в противоположность кесарийской — не всей , а части, входящей в антиохийский патриархат.
[79] Минь говорит об ошибке автора, аретузского пресвитера звали Христофором.
[80] Новациане - последователи римского антипапы Новатиана ( ум. 268 г.), отколовшиеся от Церкви по вопросу о принятии в Церковь согрешивших, считавшие невозможным принятие в церковь согрешивших — отрекшихся или запятнавших себя тяжкими грехами — прелюбодеянием, убийством и т.д.
[81] Валентиниане - последователи гностика Валентина (ум. ок. 161 г.).
[82] Маркиониты - последователи Маркиона, основным отправным пунктом которого было отрицание тождественности Бога Нового и Ветхого заветов.
[83] Павлиане - последователи Павла Самосатского, отвергавшего действительность воплощения Христа и учившего об энергийном общении человеческой природы Спасителя и Второй ипостаси Св. Троицы.
[84] Катафригийцы или монтанисты, по своему основателю Монтану. Секта, возникшая во Фригии и отделившаяся от Церкви по вопросу о "Новом пророчестве", данном Монтану и его последователям, "уточнявшем" и "углублявшем" Новый Завет.
[85] Конечно, это только риторическое утверждение Евсевия. Большинство сект надолго пережили время Константина — например, новациане (которых, правда Константин и не преследовал) известны даже в начале VII в.

Ссылки по теме
Форумы