Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 12

Третье видение: борьба Царства Божия с враждебными ему силами антихриста. Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения

"И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд". Некоторые толковники видели в этой таинственной жене Пресвятую Богородицу, но такие выдающиеся толкователи Апокалипсиса, как св. Ипполит, св. Мефодий и св. Андрей Кесарийский, находят, что это — "Церковь, облеченная в Слово Отчее, сияющее паче солнца". Этот блеск солнечный означает также, что она обладает истинным познанием Бога, Его законов и содержит Его откровения. Луна под ногами ее — в знак того, что она превыше всего изменчивого. Св. Мефодий "луною считает иносказательно веру банею очищаемых от тления, так как от луны зависит влажное естество". На главе ее венец из 12 звезд в знак того, что, будучи первоначально собрана из 12 колен Израилевых, она впоследствии руководима была 12 апостолами, составлявшими ее светоносную славу. "Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения" — вот из чего видно, что неправильно видеть в этой жене Пресвятую Богородицу, ибо рождение от Нея Сына Божия было безболезненным. Эти муки рождения означают те трудности, которые нужно было преодолеть Церкви Христовой при утверждении ее в мире (мученичество, распространение ересей). Вместе с тем это означает, по объяснению св. Андрея, что "Церковь болит о каждом из возрождаемых водою и духом, пока, как сказал Божественный апостол, "не вообразится в них Христос". "Церковь болит, — говорит св. Мефодий, — перерождая душевных в духовных, и видом и образом преобразуя их по подобию Христову" (ст. 1-2).
"И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим" — в этом образе змия нельзя не видеть "древнего змия, называемого "диаволом и сатаною", о котором говорится ниже (ст. 9). Красно-багровый цвет означает кровожадную лютость его, семью головами обозначается крайняя хитрость и коварство его (в противоположность семи духам Божиим, или семи дарам Святого Духа); 10 рогов — злая мощь и сила его, направляемые против 10 заповедей Закона Божия; венцы на головах его означают царственную власть диавола в его мрачном царстве. В приложении к истории Церкви некоторые видят в этих 7 венцах семь царей, восставших против Церкви, а в 10 рогах — 10 гонений на Церковь (ст. 3).
"Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю" — под этими звездами, которые увлек за собою диавол к падению, толкователи понимают падших ангелов, или демонов. Под ними понимаются также предстоятели церквей и учители, совращенные сатанинскою силою. "Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца" — "диавол всегда вооружается против Церкви, усиленно домогаясь сделать возрождаемых своею пищею" (св. Андрей) (ст. 4).
"И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным" — образ Иисуса Христа, ибо, как говорит св. Андрей, "в лице крещаемых Церковь непрестанно рождает Христа, как, по апостолу, "в них изображаемого даже до полного возраста Христова" (Еф. 4:13). И св. Ипполит говорит также, что "Церковь не перестанет рождать из сердца Слово, которое гонимо в мире неверными" — Церковь всегда рождает людям Христа, Которого с самого начала еще, в лице Ирода, стремился пожрать сатана (ст. 5).
"И восхищено было дитя ее к Богу, и престолу Его" — так Господь Иисус Христос восхищен был на небо в день славного Вознесения Своего и воссел на престоле Отца Своего, одесную Его; так и все святые, в которых воображается Христос, восхищаются к Богу, чтобы не быть побежденными от искушений, превышающих силы их; так и все христиане последних времен восхищены будут "в сретение Господне на воздусех" (1 Сол. 4:17) (ст. 5).
"А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней" — под этим бегством жены в пустыню многие видят бегство христиан из осажденного римлянами Иерусалима во время великой иудейской войны 66-70 годов в город Пеллу и Заиорданскую пустыню. Война эта действительно продолжалась три с половиной года. Под этой пустыней можно видеть и ту пустыню, где спаслись первые христиане от гонителей, и пустыню, в которой спасались преподобные подвижники от козней диавола (ст. 6).
"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его... не устояли... и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную... на землю, и ангелы его низвержены с ним" — по толкованию св. Андрея, эти слова "можно отнести и к первому диавольскому за гордость и зависть низвержению из ангельского чина, а также и поражению его Владычным крестом, когда, говорит Господь, "князь мира сего был осужден и изгнан из прежнего владычества (Ин. 12:31). Под образом этой брани видят также победу христианства над язычеством, поскольку диавол и демоны его всеми силами возбуждали и вооружали язычников на борьбу с Христовой Церковью. В этой победе над диаволом деятельное участие принимали сами христиане, которые "победиша его кровию агнчею и словом свидетельства своего: и не возлюбиша душ своих даже до смерти", каковы были свв. мученики. Побежденный на двух бранях — с Михаилом Архангелом и небесными воинствами его на небе и с мучениками Христовыми на земле, — сатана сохранил еще некую видимость власти на земле, ползая по ней, подобно змию. Доживая последние дни свои на земле, сатана замышляет последнюю и решительную брань с Богом и верующими христианами при помощи антихриста и пособника его, лжепророка (ст. 7-12).
"Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену... и даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место..." — диавол не перестанет гнать Церковь, но Церковь, имеющая два орлиных крыла — Ветхий и Новый Завет, — скроется от диавола в пустыню, под которой можно понимать и духовную, и чувственную пустыню, в которую скрывались и скрываются истинные христиане-подвижники (ст. 13-14).
"И пустил змей из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. На земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей" — под этой "водой" св. Андрей понимает "множество или злых демонов, или различных искушений", а под землей, поглотившей эту воду, — "смиренномудрие святых, которые, говоря от сердца: "я прах и пепел" (Быт. 18:27), тем самым расторгают все диавольские сети, ибо, как открыто Ангелом Божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы диавола, как смирение". Некоторые понимают под этим страшные гонения на Церковь от языческих императоров и реки лившейся тогда христианской крови. Подобно реке, разливающейся по земле и поглощаемой ею, все злобные усилия сатаны разрушились и исчезли без следа, когда христианство восторжествовало над язычеством при императоре Константине Великом (ст. 16).
"И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа" — это та непрерывная и многовековая борьба, которую повел диавол против всех истинных сынов Церкви по утверждению христианства на земле, и которую он будет вести все в возрастающей степени до скончания мира, пока его усилия не истощатся и не окончатся в лице антихриста (ст. 17).

Ссылки по теме
Форумы