"Образовательные программы для Института Семьи". Сальникова Н.Е., психолог, Санкт-Петербург

Главное направление образования и воспитания в семье и обществе - «возрастание в любви», душевности, человечности во всех сферах бытия на всех этапах развития человека – ребенка, подростка, молодого человека, выбирающего свой путь и создающего семью.

НАБАТ! Наше время - переходный период в решении накопившихся проблем. Необходим скачок, взрыв в сознании, переосмысление проблем, принятие ответственности за свою жизнь на себя, осознание того, к чему привела позиция «Если бога нет, то все позволено» (Ф.М.Достоевский).

При всех героических попытках семей помочь своим детям, решить для них все существующие проблемы, им не всегда удается это сделать. Окружающая среда для подростка оказывается сильнее, чем семья: ребенок выбирает между любовью в семье и искушением быть как все.

Сами родители, несущие в себе неразрешенные противоречия прошлых поколений, далеко не всегда являются образцом для взрослеющих детей. Молодые люди отказываются от опыта родственников, в силу юношеского максимализма, непримиримости к любой дисгармонии. Таким образом, подростки и молодежь по сути оказываются открытыми всем социальным влияниям, попадая во власть хаотических тенденций с неопределенным будущим, утерей смысла жизни.

Наш горький опыт так велик, мы потеряли столько детей, что опыт необходимо осмыслить и сделать из него Доски – современные скрижали, на которых будут запечатлены основные вехи выхода из тупиков жизни на Путь Света, Любви. Они и обозначены в системе предлагаемых программ для родителей, старшеклассников – для Института Семьи как результата научно-практической работы в течение 25 лет. Программы представляют собой лестницу восхождения от рождения до периода зрелости и мудрости, путь «возрастания в любви» - лестницу восхождения через самопревосхождение, Путь к жизни с Богом.

Мой опыт практической работы в детских садах очень быстро привел многих из нас к вере – сначала многих педагогов, а затем и меня. Мы увидели, что помочь детям без Божьей помощи чрезвычайно трудно. Надо отметить, что один из педагогов не был верующим человеком, но ее помощь детям была удивительной (прошло 16 лет – некоторые ее воспитанники уже имеют детей («сначала они вышли замуж, а потом родили ребенка»). Опыт работы с трудными детьми и семьями в детских садах, школах, психологических центрах показал возможности психолога и ту границу, за которой необходима сначала помощь духовника, а затем психолога. Разрушительная тенденция растет - в некоторые классы, школы, группы детского сада невозможно войти без молитвы.

Людей неверующих, но идущих к вере, к Богу – большинство – по данным опроса – более 80 % старшеклассников интересуется религией, также и другими духовными течениями. Важно поддержать их на этом пути, не испугать при Восхождении по Лестнице Любви, трудном для большинства пути преодолении эгоизма, взращивания высших чувств.

Здесь я остановлюсь на двух программах: «Диалоги о любви» («Воспитание Целомудрия») и «Призвание семьи».

Обучение по этим программам проводилось в течение 5 лет « течение 2- х лет работа по программе «Диалоги о любви» (Воспитание целомудрия»), «Образовательные программы для семьи « проводилась в детских садах и школах Петродворцового района Санкт-Петербурга, где я была ведущим специалистом по этой проблеме.

1. ПРОГРАММА «ДИАЛОГИ О ЛЮБВИ» («Воспитание целомудрия») для старшеклассников, педагогов, психологов, родителей

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится не гордится, не бесчинствует, не ищет нового, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Из «Первого Послания к коринфянам святого Апостола Павла», глава 13.

Возрастание в любви – путь сохранения целостности, мудрости.

Старшеклассники спрашивают, что такое Целомудрие.

Взрослые и дети разного возраста так ответили, что такое целостность:

гармония любви - свеченье ясное, преодоленье света и дальше путь - единство, вместе все- гармония и счастье на века - то нежности пространство-любовь-от слова целовать то слово-простор и дуновенье света-то океан мечтаний во плоти-один лишь поцелуй Его-Дыхание Души

всех песен суть-свеченье ясное души-порядок-нерушимость-святость

-способность к творчеству-драгоценность-гармония природы и человека

ты - я - и мама - вместе - вся семья

Все вместе перечисленные качества характеризуют множество граней целого. Как восстановить утраченную целостность?

Главное – преодоление эгоизма, именно оно разрушает цельность. Самыми важными темами для старшеклассников, педагогов, родителей в процессе беседы были темы дружбы, первой любви, выражения своих чувств любви, ревности, гнева, почему любовь проходит, и что нужно сделать, чтобы любовь была вечной.

На единство, целостность настраивает дружеское общение. Дружба - одно из проявлений любви братьев и сестер, взрослых и детей. Исследования И.С.Кона показывают, что есть 6 правил дружбы, которые помогают сохранить взаимоотношения глубокого душевного общения.

Первая любовь – особенное состояние, чувство, в котором главное –бескорыстие. Радостность и восхищение от переживания соприсутствия другого человека проявляется у некоторых детей уже в 3-4 года. В этом состоянии «В любви дух и тело не два и не одно», а нечто несоизмеримо большее…Дети в этом состоянии меняют атмосферу в группе, любовь помогает ребенку лучше специалиста в решении проблем общения и обучения.

Важно уметь их дифференцировать понимать все оттенки чувств – влюбленности, любви, нежности и жаления, сочувствия…

Можно и нужно научиться растить, накапливать и хранить чувства нежности, теплоты, заботливости, восхищения, смирения, прощения, терпения. Особенно важное значение имеет атмосфере любви и взаимопонимания семьи. Если таких отношений с близкими нет, то дети ищут место, где их любят бескорыстно (или им так кажется), попадая в таким образом в секты. Современные старшеклассники до 15 лет ожидают услышать о любви от родителей (10-11 класс), а не от других взрослых и специалистов.

Можно ли заимствовать опыт воспитания из других стран?

Готовя программу после обучения в Стокгольме по вопросам полового воспитания, которая проводилась с врачами и психологами как подготовка для работы в Молодежной Консультации, я просмотрела все фильмы по телевизору в течение двух недель. Почти за в с е м и ними стоит в основном одно-единственное чувство - с т р а х. жизни. Видимо писали сценарии, ставили фильмы те люди, которые испытывали чувство бесконечной тоски по любви и они пришли к пониманию того, что секс - это тупиковый путь, ведущий в никуда. Авторы искренне рассказали в своих произведениях, о чем они мечтали, как хотели бы жить, как жили и живут сами и какое разочарование сопровождает их жизнь. Вместо восхищения – чувство страха.

Чувства обиды, гнева, отчаяния мешают человеку создавать атмосферу благодатную для развития ребенка. «Как превратить гнев в любовь?» - эта программа Тома Фрезера оказалась близкой очень многим людям в Санкт-Петербурге.

Любимый педагог – педагог, который никогда не кричит, не разрушает криком ребенка. Что происходит, когда взрослые кричат?

Существует ли предел у любви? Этот вопрос важный для открытия в себе новых возможностей – вечной любви к близким людям, выдающимся личностям и святым, к Создателю Мира.

Любовь двоих – основа сотворчества, рождения ребенка, создания счастливой атмосферы бытия семьи. Мы смотрим фильм «Кто качает колыбель?» (реж.В.И.Матвеева, «Леннаучфильм», 2002). Как преображаются лица детей, когда они видят новорожденного, любящих родителей… Они возвращаются в этот миг к лучшему в самих себе - почти все старшеклассники.

Любовь одна лишь проникает все…
И всех она, волшебная. Объединяет нежно,
Преображая каждого.


Она и кровь, и ветра дуновенье.
Она пронизывает каждое творенье
И обостряя все противоречья,
Сжимает их.


И тихим взрывом иль прикосновеньем,
Их превращает в чудное мгновенье
И награждает, улыбаясь, всех.
Вдруг каждый понимает сам:


Есть вещество любви.
Оно для творчества необходимо,
Для действия живого.
Оно – основа жизни бесконечной.

Программа «Призвание Семьи»

Я приглашаю Вас участвовать в создании Ассоциации Золотая Роща. Где и Ваш опыт, как и любого человека, который бережет семью, будет бесценным сокровищем. В этих программах излагаются те ключевые моменты, которые определяют расцвет семьи, рода, плодов на дереве рода – (произведений искусства, родных), нашедших свое призвание. Опыт каждой семьи личностен, однако перечисленные далее темы могут быть важными для осознания его. Возможность взглянуть на путь своей семьи сердечно и целостно поможет рассказать о нем другим – устно или письменно, в книгах, стихах или просто в личной беседе.

Обобщить свой опыт можно по следующим ниже перечисленным направлениям «крепкой семьи».

Одна из главных проблем современных детей – они не взрослеют, останавливаются в развитии в возрасте подростков, так как нет образцов взросления или же эти образцы очень высоки. Как показали результаты проведенного нами опроса в 1995 году родители считали, что тема идеалов наименее значимая в воспитании детей тему идеалов - на последнее место среди других важных проблем.

Ключевые слова о семье детей, педагогов, родителей.

- доверие-гармония- любовь и слова ласкового прикосновенье - свет душ – века любви…

– быть ясным светом - пресветлым ликом – чутких четких слов – любовь -фонтан нежданностей

– она и верность, теплота, объятие, и чудо быть (останавливается время – быть здесь и сейчас)

любовь - космический закон - рожденье нового и честность - вввысь устремленность – теплота – заботливость-преображенье человека

- матрица (жизни), нежность – любовь - полет

– дети и дети – музыка - слово – счастье - любовь

- чувства, накал их

- традиция- теодицея – Бог - любовь

- стозвонность лиры

– святыня

- Христосознание семь, - любви венчание - любви поток -космическое сновидение – снов-видение - ступеньки будущего-путь в веках

– Открытость сердца

–сады - переплетенье гармоничных ветров - круги от весел на воде, а в лодке двое – он и она

- будущее-дети – преображенье каждого в семье

Семья - живое образование, имеющее свои закономерности роста, развития, становления, этапы созревания. Человек может в той или иной степени управлять развитием самого себя и семьи. Бережное управление процессом воспитания ребенка, становления семьи, принятием решений с ориентиром на общие закономерности развития живого может привести к эффективному гармоническому развитию, действительному раскрытию потенциала каждого человека. В такой семье находит свое призвание ребенок, каждый член семьи, реализуя их на благо других, служа им с максимальной отдачей, творчески. Следование призванию дает возможность взрослому материально обеспечить семью.

Семья, в которой есть возможности для самореализации, самосовершенствования каждого ребенка и взрослого, может решить большинство проблем сама. Если семья болеет, ей необходима помощь, во-первых, образовательная, во-вторых, медицинская и материальная.

Такой подход к семье, конечно, предполагает изменение самосознания родителей, в некотором роде переворот в их сознании. Первым этапом для изменения ситуации является мотивация родителей. Это может быть достигнуто благодаря повышению статуса семьи, родителей. Одно из возможных решений в этом направлении – получение родителями образования в Институте Семьи. Важный момент такого образования – не только повышение компетентности родителей в области воспитания и образования детей, домостроительства, но и получение диплома об образовании, социальный статус которого бы выше всех остальных дипломов об образовании («золотой диплом»). Содержание и формы обучения в таком Институте должны быть ориентированы на взрослого человека: практически и личностно, учитывать психологию взрослого человека, активные методы должны стать основными в процессе обучения.

Образовательные программы для семьи.

Здоровая (крепкая) семья, как показали исследования Г. Рекерса, проводившем исследования в течение 15 лет в Южной Америке, Северной Америке, Центральной Европе, Южной Африке, характеризуется 6 фундаментальными составляющими.

Диагностика по этим основаниям каждой семьи дала возможность выявить профиль помощи каждой семье. Первые результаты диагностики и обучения по программе Г.Рекерса были более чем обнадеживающими.

В своей научно-практической работе при разработке программ занятий с детьми и взрослыми мы ориентировались на эти шесть составляющих оздоровления семьи. Приведем некоторые примеры ситуаций, заданий, игр, направленных на формирование соответствующих «качеств семьи» соответственно выявленным в результате исследования Г.Рекерсом фундаментальным основаниям.

1.Умение слушать и слышать друг друга.

2.Много времени проводят вместе.

3. Умение решать конфликтные ситуации.

4. Понимание, что семья – целое (приоритет семье как целому).

5. Ценностные ориентации в семье, религиозность.

6. Ориентация на взаимопонимание.

Авторские программы созданы в процессе 25-летней научно-практической работы в Институте образования взрослых РАО, детском доме, детских садах, школах, Психологических центрах, преподавания в ГУП, УПМ, Университете им. А.И.Герцена (факультет начальных классов, ХГФ), работе по программе «Безопасная школа» при Комитете по образованию, работы в Молодежной Консультации после обучения в Стокгольме (создание программы «Диалоги о любви»).

Основные программы опубликованы в книгах «Формирование ценностных ориентаций школьников» (в соавторстве), УПМ, 1998; «От сотрудничества к сотворчеству», УПМ, 1999; «Работа с детьми: школа доверия» (7 образовательных программ), «Питер», 2003, а также в сборниках УПМ, Международной конференции по реверсивной теории (Лондон), 1997.

ТЕЗИСЫ

Предлагается создание Института Семьи с целью повышение компетентности родителей в области воспитания и образования детей. Диплом об образовании в таком Институте должен иметь социальный статус выше всех остальных дипломов («золотой диплом»).

Главное направление образования и воспитания в семье и обществе - «возрастание в любви», душевности, человечности во всех сферах бытия на всех этапах развития человека – ребенка, подростка, молодого человека, выбирающего свой путь и создающего семью.

В докладе характеризуются наиболее интересные для старшеклассников, педагогов и родителей темы и вопросов по программам «Диалоги о любви» («Воспитание целомудрия») и «Призвание семьи». Эти программы апробированы в течение 5 лет в образовательных учреждениях города и созданы в противовес западным программам, насаждаемым в России (шведская программа полового воспитания).

Предложения к решению проблемы демографической ситуации в России

НАБАТ!Если не принять срочных мер, все наши дети погибнут.

Нужны комплекс мер, скорость действия, ориентация на самые ключевые точки для изменения демографической ситуации в России:1) в семье, 2) городе, регионе, 3) стране, 4) на планете.

1. Страна.

1. Наш опыт научно-практической работы по проблемам семьи показывает необходимость решения проблемы на государственном уровне. Например, включение программы «Институт Семьи» и других образовательно-просветительских программ по данной проблеме в систему дополнительного образования с выдачей сертификата государственного образца даст возможностьповысить социальный статус родителя и статус семьи на государственном и общественном уровнях. Диплом о завершении образования по специальности «призвание – родитель» должен стать самым уважаемым из дипломов («золотым дипломом») по программе «От колыбели – к свадьбе». Возглавить эту работу мог бы общественный совет родителей, понимающих глубину проблемы, имеющих опыт научной и практической работы, желающих изменить ее и имеющих соответствующую профессиональную подготовку.

2. Особо следует обратить внимание на организацию воспитательной работы в детских домах. Организация детских домов, приютов при храмах.

Только опираясь на духовную помощь можно оказать реальную поддержку таким детям.

2. Город. Необходимо создание и реализация единой программы «От колыбели – к свадьбе».

1. Коллегами разработаны программы, адресованные различным возрастным категориям родителей и их детям, например, «К здоровой России. Рождение и воспитание здорового ребенка», « К здоровой Семье через детский сад» (Санкт-Петербург) и другие. Авторы этих программ давно сотрудничают вместе.

2. Эффективен опыт создания в Петербурге молодежных консультаций, учитывающих особенности страны, региона, города: встречи и консультации в библиотеках с родителями, подростками, молодыми людьми. Библиотеки посещаются огромным количеством молодых людей, родителей. При реорганизации некоторых библиотек, соответствующей подготовке и готовности заведующих библиотекой, финансировании, материальном обеспечении (в том числе компьютере), девушки и юноши могли бы получить необходимую им информацию самостоятельно или у специалистов.

Создание молодежных консультаций под руководством психологов, где есть единство и взаимопонимание врачей и психологов (в ДОУ, ОУ), особые программы, методическое обеспечение.

3. Для горожан особенно важны оздоровительные программы, цель которых - восстановление правильного дыхания. Эти программы могут быть осуществлены на природе.

4. В этой связи чрезвычайно важны все программы, поддерживающие домостроительство на природе (в том числе безвозмездная передача 1 га земли каждой семье).

5. Актуальной является интеграция ведомств, министерств: медицинских центров, женских консультаций творческих центров, центров дополнительного образования, а также образовательных учреждений.

3. Семья. Необходима помощь в активной работе объединения (ассоциации, содружества) «Золотая Роща», объединяющего семьи, сумевшие выстоять в течение послевоенного времени, и особенно во время перестройки, сохранить нравственные ценности, открыть для себя и других путь к Миру Горнему, к Богу. Цель объединения семей - обмен от сердца к сердцу опытом преодоления современных трудных ситуаций. Особенно важно остановиться на следующих вопросах.

Возможности человека в состоянии любви. Многодетные семьи. Душа человека. Сознание, духовность, Я. Человек и природа. Золотое правило этики «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Программы обучения родственников, заботящихся о своих пожилых родителях, молодежи, семьи, одиноких женщин, сохранивших чистоту, детей и воспитателей, педагогов на природе и в городе. «Отцы и дети»: когда возникла эта проблема. Помощь в раскрытии способностей каждого в семье. Досуг в семье. Войны и их влияние на человека и семью. Освящение мест, где была война. Преображение чувств: проживание горя. Цель воспитания – «возрастание в любви». Обмен опытом семей: что может быть передано другим. Сотворчество семей – музыка, общение, литературное творчество, дизайн в городе и на природе, гармонизирующий состояние человека. Развитие семьи – шаги преображения (ключевые моменты). Проблемы семьи и проблемы общества. Ключевые точки изменения ситуации. Мать – всемогущее существо: «Мама, твоя любовь спасет и сохранит меня». Коллектив как семья.

4. Планета.

1. Заимствование опыта других стран в нашей стране.

Нужна интеграция всех сил ученых и практиков, родителей и молодежи для осознания существующего положения, для поиска внутренних и внешних ресурсов решения проблем, поддержки инновационных направлений социально-психологического здоровья детей и взрослых. Важно, при этом, во-первых, начать эту работу внутри страны, во-вторых, осознать и внедрять позитивный опыт других стран. Так, например, наши наблюдения, исследования, опыт, показывают что практика зарубежных молодежных консультаций однозначно является позитивным только для 10% старшеклассников, молодых людей. Для остальных 90% старшеклассников и молодых людей, такого рода консультационные центры, без учета национальных особенностей и уровня культуры (отношения к молодым людям, негативного воздействия СМИ на молодое поколение), по-видимому, дезориентируют молодых людей, давая им неполную информацию, уничтожая чувство стыда, развращают их.

Поэтому перенесение зарубежного опыта в нашу страну возможно только после проведения глубоких исследований о позитивном влиянии этих зарубежных профилактических программ, всенародном референдуме по этим вопросам. Стыд – тонкая защита, прекрасное чувство, предупреждающее нас о неправильном поступке. Разрушение чувства стыда делает из нас в каком-то смысле инвалидов, людей, не способных искать другие пути, соответствующие человеку-мирозданию, развивать ребенка, соразмерного вселенной.

Спасая с помощью такого медицинского подхода в России 10 человек, мы растлеваем 100 человек, дезориентируем 1000 человек.

2. Кардинально решить существующие демографические проблемы, в том числе войны, борьбу с терроризмом, процветания всех стран, возможно благодаря новому учению, объединяющему разные религии и науки, интегрирующее позитивный опыт всех предшественников, доступное и понятное большей части взрослых и детей.

Со времен Аристотеля появились науки, раздельно изучающие те или иные проявления человека, - и дифференциация привела к тому, что мы имеем. Однако логически верно и то, что должен быть некий интегративный процесс, объединяющий эти знания. Это и происходит в различных сферах знания – появились новые направления в медицине, психологии и др., помогающие целостному человеку.

Необходимо объединиться для решения демографической проблемы всем миром и нужна всего лишь наша воля любить. Первый шаг в решении всех проблем - очищение себя и окружающего пространства.

Последние публикации раздела
Форумы